(зарисовки с Форелевой Лиги)
7. «Сброс»
Держать в руках правильную снасть – это очень важно. И правильные приманки в коробках нужны, и понятие о месте и времени применения каждой из них… Но главный ингредиент этого изысканного блюда, главный фактор успеха спортивной ловли форели – подача приманки. Конечно, можно поймать активную форель в местах ее повышенной концентрации на что угодно и как попало – конкуренция между активными рыбами заставляет их хватать предполагаемую добычу наперегонки, чуть ли не на падении. Но такое счастье выпадает спортсмену редко – даже гиперконцентрированная, относительно естественных условий, рыба на огороженном участке реки моментально включает защитные механизмы и становится весьма критичной к объекту атаки. Именно поиск эффективных методов подачи приманки стал моим главным приоритетом на турнирах этого года – совершенно очевидно, что без знания азов презентации приманок и практического освоения ее правильных приемов не подняться даже в «десятку» форелевой лиги. Эти узелки я пытаюсь вязать особенно тщательно – даются с трудом, но кое-что все же получается. Кое-что очень специфично, применимо с единственным типом приманок, многое – еще сырое, его проверять и проверять. Но вот со «сбросом», пожалуй, уже понятно. «Сброс» - моя главная находка в сезоне – 2014, этот прием работает прекрасно, и «выстрелил» у меня в проводке и подаче всех форелевых приманок – блесен, силикона, воблеров…
Вот как это выглядит в первом приближении.
1. Раннее, туманное утро – сейчас будет сигнал к старту второго тура. Старт у меня неважный, когда подходит моя очередь выходить в зону - все секторы в яме (где ожидается джиговая раздача) давно разобраны, и я выбираю свое счастье среди более-менее равноценных точек на широком быстротоке, недалеко от верхней сетки. Конечно, здесь будет рыба – за ночь форели отдохнули и перегруппировались. Но особого «разрыва» ожидать не стоит, уйти бы от нуля – а там посмотрим.
Точно, рыба есть. Вторая проводка верного Niakis – и совсем недалеко от берега, когда приманка уже идет почти точно вверх по течению, на тройник садится небольшая «радужка». С почином. Еще пара проводок – и все повторяется в точности. Стоит задуматься – рыба не видна у берега, но она и не хватает приманку там, где стоит, за руслом. Сопровождает ее, и ест только тогда, когда уже откладывать атаку некуда, до вершинки удилища считанные метры. Почему не нападает сразу же, как вчера? А вот как раз потому. Начинает соображать. Еще несколько проводок – никакой реакции, и даже «проводы» прекратились.
Смена? Конечно, смена. Я достаю из коробки смитовский ARC-spinner, небольшую блесенку ин-лайн с ярким оранжевым сердечником. Проводка – пусто. Простая замена приманки результата не дает. Продолжать менять или?..
Нет, еще заброс. Я очень внимательно слежу за своей вертушкой, и в какой-то момент мне кажется, что за ней опять следует светло-серая тень. Маятниковый снос уже завершился, тандем из приманки и ее преследователя приближается к берегу, я изо всех сил всматриваюсь в воду и непроизвольно замедляю, даже останавливаю подмотку… ЕСТЬ! Именно в момент зависания блесны форель (все-таки это была она) уверенно съела спиннер, и я, после непродолжительного вываживания, увеличиваю счет. А теперь – то же самое, но сознательно!
Заброс чуть за середину, фаза поперечного движения блесны пройдена, интенсивность вращения лепестка увеличилась и я резко замедляю проводку. Внимание рыбы привлечено? Предполагаю, да. А теперь – акцентированное движение вершинкой вниз по течению одновременно с остановкой подмотки! Это не замедление, не зависание блесны а именно обратное движение, коротенький (не более пяти сантиметров) ее сброс вниз по течению, прямо в пасть сопровождающей рыбы. Хватка – и снова бледная молния мечется в потоке, изо всех сил сгибая вершинку моей Ямаги. Получилось, наконец-то получилось!..
2. Третий час – и снова я на «проходном» быстротоке, где рыбу приходится вымучивать. Первую форель удалось быстро «снять» с противоположного берега Niakis-ом – но, похоже, это была его лебединая песня. Прибрежная зона прочесана очень качественно, она пуста – теперь рыбу нужно ковырять в русле. Лидеры давно уже ловят здесь джигом – вот Саня Ремешовский идет вверх по течению, как автомат, процеживая воду оранжевым червяком Berkley на легонькой головке и нечасто, но регулярно увеличивая счет. Я пока не умею ловить силиконом на струе, форелевый джиг для меня – практически полностью скрыт во мраке неизвестности, что-то получается только в глубокой, тихой яме, и то кое-как. Теорию-то я знаю, начинать надо с полного отказа от окуневых и щучьих проводок, нельзя пытаться «джиговать» - нужно сплавлять приманку по течению, поддерживая ее в нужном горизонте, и очень внимательно контролировать этот сплав. Но пора, наконец, переходить к практике. Сказано – сделано… я креплю к застежечке двухграммовую вольфрамовую джигголовку и оснащаю ее Главной Приманкой форелятника-джиговика, Berkley Power Nymph розового цвета. Креплю – и немедленно отправляю рачка в полет, почти к противоположному берегу.
Только начав проводку, я понимаю: что-то не так. Неудобно очень – и сразу же ясно, почему. Я пытаюсь ловить на силикон, стоя в верхнем углу сектора, и проводка сразу же получается маятниковой, течение поднимает рачка, выносит его на поверхность. Утяжеляться – нет, это не вариант, проще перейти пониже – чтобы заброс был чуть апстримным. Тогда я смогу контролировать движение приманки, аккуратно поднимая вершинку, и она будет двигаться как надо. Не от меня, а мимо меня – свободнее, и поэтому у самого дна. Встав в середине сектора, исправляю свою ошибку, теперь проводка правильная, во всяком случае от границы сектора и до моего уровня. Нимфа проносится над галькой, иногда чиркая по камням, но в перед концом пробега по сектору все же зависает на леске. Ну, так надо же встать еще ниже! Эта светлая мысль посещает мою голову прямо посреди проводки, и вместо того, чтобы закончить цикл, я совершаю нечто несуразное. Не вынимая приманку из воды, перехожу по берегу еще на пару-тройку метров, чтобы вплотную приблизиться к нижнему флажку.
Конечно, это неправильно. При таком переходе контроль над приманкой теряется полностью, эта проводка загублена – джига упала на дно на прослабленной леске и очень легко может быть потеряна, заклинившись между камнями. Так не делают – осознав свою ошибку, начинаю выбирать леску, чтобы перезабросить приманку. Нет, не идет. Зацеп?
Не угадал. Рыба!
Форель схватила джигу, предоставленную самой себе, я радостно паркую неожиданную добычу и понимаю: это было не что иное, как все тот же сброс. Да, хулиганский, неправильный, очень радикальный. Но эффективный, чорт побери! Я не мог уговорить рыбу взять приманку, просто сплавляющуюся по течению - но сбросив ее вниз на ослабленной леске, моментально получил поклевку. Нимфа глубоко в глотке – это лучшая оценка качеству презентации приманки. Может быть, случайный каприз? Отпустив добычу, я снова возвращаюсь в центр сектора, чтобы в середине пробега джиги чуть приподнять ее - и потом сбросить в свободный полет к нижней границе участка. Первая проводка – тишина, но вторая аналогичная подача снова приносит мне зачетный балл!
Чуть подтянуть и сбросить. Привлечь внимание и потом «запихнуть в пасть». Я ведь слышал об этом приеме – но придумать его пришлось самостоятельно, и не без помощи случая. Теперь – все, теперь записываю. Подтяни – и сбрось! Если масса груза определена верно, заброс выполнен точно и позиция в секторе выбрана правильно, появляется реальный шанс получить поклевку уже изрядно подзапрессованной форели.
3. Счастливые мгновения – я стою в эпицентре отличнейшей «раздачи», которая объявлена в дальней протоке раздвоенного участка. Все получается, пяток хвостов уже отмечены в моей строке протокола, и время еще есть. Я точно знаю, что рыба здесь присутствует, и что при должном усердии не раз еще в этом часу испытаю восторг от успешной подсечки тяжелого «батончика» на дальней дистанции. Но от Niakis-ов хищница явно устала, а ни воблеры, ни легкие блесенки ин-лайн я туда, куда нужно, добросить не могу. Нет, это не тупик, конечно – в коробке есть еще правильные колебалки. Хотя с ними у меня пока – наибольшие трудности, это целый неразловленный класс приманок… ни одной форели на трех предыдущих турнирах я на колеблющиеся блесны не вытащил, даже не подсек ни одну. Но по всем обстоятельствам текущего момента я чувствую: надо ловить колебалкой именно здесь и сейчас.
Легонькая Pure 2,7 гр – не долетает. И очень неудобно контролировать ее заброс на дальнюю дистанцию, над серединой реки блесна просто растворяется в небе. Тогда покрупнее? Три с половиной грамма, теплый розовый оттенок, перламутровый блеск. Это другое дело, приманка улетает очень далеко и точно, именно туда, где я ожидаю поклевки. Но равномерная ее проводка, на снос – так же, как только что шла вертушка – рыбам неинтересна. Одна, другая, третья проводка – поклевок нет.
Разнообразить проводку колеблющейся блесны я люблю и умею, не раз ее легкое подтвичивание с отдачей шнура в короткой паузе приносило желанные хвосты на береговых спиннинговых соревнованиях. Но получится ли на струе? Сперва осторожно, а потом все смелее я начинаю поддергивать блесну на проводке, внимательно следя за тем, чтобы она все же не касалась донных камней. Этот рисунок интереснее, по крайней мере мне. Но поклевки все нет, время уходит – нужно рискнуть и увеличить отдачу лески на паузе. Пора – я поддергиваю блесну чуть повыше и резко сбрасываю кончик удилища… леска вот-вот должна на мгновение провиснуть, обозначив касание блесной гальки, но она все уходит и уходит, и даже начинает вытягиваться – не может быть, подсечка, ДА, ЭТО ОНА!
Я снова «запихнул» приманку прямо в рот рыбе, уставшей от монотонной-равномерной проводки блесен, но еще не полностью утратившей интереса к этим назойливым возмутителям спокойствия. Такое впечатление, что колеблющаяся блесна наиболее органично приспособлена к ее «сбросу» в пасть преследующей приманку рыбе: она как бы соскальзывает вниз-назад очень красивым и естественным движением. Значит, попытаться «сбросить» ее можно и на очень медленной, почти стоячей воде. Ну, есть почин на колебалку, и есть очередной, очень важный, узелок на память…
4. До конца Игры остается всего сорок минут. Идет самый тяжелый час – последний, четвертый старт второго тура… Мы уже удивили рыбу всеми обычными и необычными приманками, затерроризировали ее самыми оригинальными и отработанными способами их подачи, перебрали все расцветки и накололи-отпустили большую часть запущенных накануне форелей. Поймать в последнем часу очень трудно, даже в «козырных» секторах – и вдвойне, втройне тяжело сделать это на прогоне. Лучшие секторы заняты – мне остается максимально быстро перебрать побольше свободных точек, и ловить тем способом, какой кажется в этих условиях максимально верным. Для меня это – твич. Именно рывковая проводка «Комачика» приносила поклевки в конце прошлых турниров, именно воблером я хоть как-то мог «раздраконить» запрессованную рыбу за полчаса до окончательного финиша. Так тому и быть – тем более, что твич на леске нравится мне все больше и больше. Начав снизу, от самой ямы (все сектора в которой разобраны счастливчиками-соперниками и не освободятся до самого конца) я с максимальным усердием процеживаю серебряные струи Быстрицы, вглядываюсь в ее прозрачный поток до рези в глазах. Семь стартов у меня без нулей, и в восьмом нужна хотя бы одна рыбка. Одна-единственная. Но точки остаются за спиной, время тает, остается не более десяти минут и пяток свободных последних секторов, размеченных на самом узком и быстром участке зоны соревнований. Аккуратно продвигаясь вверх по течению, я каждый раз далеко обхожу сектор по берегу, приближаясь к воде только у верхнего флажка. Это обусловлено схемой подачи приманки и маскировкой – как мне кажется, наиболее эффективно воблер работает строго против струи. Значит, «зона вероятного поражения» для этой приманки – у нижнего флажка и в ближней части русла, на границе с прибрежным мелководьем. Там маячить не нужно, лучше обойти подальше и облавливать перспективную зону с максимальной дистанции.
Очень аккуратно и настойчиво прочесываю воду – время уходит, поклевки нет. Нужно как-то разнообразить подачу – равномерный «снос» я уже пробовал, реакции нет. Менять воблер не хочу, это мой счастливый, самый лучший. Что-то нужно сотворить эдакое, удивить рыбу. Может быть, сброс?
Эта идея, применительно к воблеру, кажется странной до невозможности. Сброс воблера – это полная утрата контроля и потеря правильного положения приманки в потоке, она мигом свалится вниз плашмя, кувыркаясь, полностью разрушая иллюзию сходства с живой рыбкой. Но три минуты до конца, предпоследний сектор – что мне терять? Выполняю очередную серию рывков и уже увидев в восьми метрах от вершинки мелькание зигзагообразно мечущегося «Комачика», я резко отвожу вершинку вниз. Леска падает на воду. Почти падает – ее должно было плавно вытянуть течение, подхватившее воблерок, но я вдруг вижу рядом с воблером другое живое движение, и тоненькая оранжевая жилочка мгновенно натягивается струной…
Один миг длилось мое счастье. Каких-то пару секунд форель извивалась на крючке, я успел было поверить в чудесное спасение от нуля… и тут контакт прервался. Ушла… и через минуту – свисток. Как бы то ни было – узелком на память станет и эта поклевка, добытая в самый трудный момент тура, благодаря все тому же «сбросу». Круг замкнулся – я убедился в эффективности этого трюка на всех типах приманок. Теперь осталось научиться делать это правильно, с учетом обстановки – и не зацикливаться на одном, пусть даже очень удачном, движении, а расширять круг эффективных приемов…
(окончание следует)
Рубрика: Звіти про рибалку