
Нет-нет, не подумайте дурного. Кончитта Вурст сотоварищи не станет героиней (или героем, шайтан разберет, а мне не с руки) этого рассказа о рыбалке. Все проще: есть у нас полузаброшенное село Геевка. Именно туда я отправляюсь за настоящим береговым спиннингом уже много лет.
Настоящим – не в смысле больших уловов или особых трофеев. В этом смысле лесной участок выше этого села ничем особо не выделяется на фоне прочих мест на Донце, в пределах нашей области. Разве что чуть поизвилистей, и лес по правому берегу погуще. Как мне кажется, именно по закоряженности эти несколько километров могли бы претендовать на лидерство в хит-параде «крепких мест» на нашей реке… ну, и лес на берегу. Хоть и невелик, но вполне он дикий, кабаний.

Сюда я езжу, чтобы побывать хоть и в небольшом, но затерянном мире. Особенно в последние несколько лет… дорога, ведущая в лес, перекопана-перегорожена и, в конце концов, заброшена.

Вверх по речке – только пешком, час-полтора, в зависимости от точки назначения. По горам-буеракам, бурелому и кустам. Независимо от силы и направления ветра на этом участке Донца здесь всегда можно найти затишек, при любой погоде прогулка каждый раз бывает по-настоящему душевной.

Особенно здорово начинать ее по легкому утреннему морозцу, пробираясь меж кустов и отряхиваясь от пушистого инея, осыпающегося с потревоженных веток. Путь неблизок – но он хорош и сам по себе, и ради рыбалки. А рыба – ну, чтоб не поймать ее в Донце совсем, надо очень постараться. Кто-то из глубины ответит всегда. Типовой набор хищников: щука, окунь, очень редко судачок.
Ковырять их в коряжниках лайтом – красивая и увлекательная рыбалка, хотя и связана она с повышенным расходом флюорокарбона, свинца и крючков. Вот и хожу, много лет уже хожу сюда осенью и в начале зимы. Иду и сегодня, после первого подъема уже расстегнулся, чтоб поменьше потеть под рюкзаком.

Сегодня путь особый – по зеленому листопаду. Затянувшееся до середины октября тепло не дало листьям пожелтеть, как положено – дружные заморозки убили их мгновенно, во всей летней красе. Теперь на дорожку осыпается сухая – но не золотая, а зеленая листва. Это стоит, конечно, небольшой фотосессии, и мне не жаль времени, потраченного на несколько кадров.

С луга – в лес, и снова на луг. Уже не верховой – а заболоченный, прибрежный. Тропинок здесь много – но их протоптала не нога рыбака, и грибников тут тоже не видали. Это царство лесных копытных – множество диких кабанов и коз чувствуют себя здесь в относительной безопасности, и следы их жизнедеятельности встречаются буквально на каждом шагу. Перерытые в поисках корней-желудей полянки, дорожки из одного болотца в другое, укромные полянки-лежки со смятой травой. На глаза не попадаются особо – лишь несколько раз я видел здесь небольшие выводки смешных подсвинков, плоских черных ромбиков на ножках… да пару раз тяжело дышал в кустах кто-то большой, невидимый, решающий – ломануться ли прочь по сплошной чаще, от греха подальше, или переждать, затаившись?

Вот и на месте. План действий прост: перебор известных точек по порядку их расположения. Вначале темповый, с целью обнаружения повышенной концентрации хищника. При неудаче – разворот в обратном направлении и повторный, гораздо более «вдумчивый» проход, чтобы проработать каждую коряжку со всех сторон и сделать результат на поштучных хвостах. Обычно это работает.

Техника тоже немудрящая. Джиг. Как поисковая приманка, вне конкуренции Bait Breath Curly Grub в неярких тонах, обычно ультрафиолетовый или «кисельный», синеватый с зеленой блесткой. В теплое время года – еще и «карамель», но осенью и зимой мне нравятся более темные. Поехали: микроджиговой снастью (конечно, это особый микроджиг, несколько повышенной мощности, хотя и деликатный), любимой Yamaga Blanks BLC-74 II я проверяю окуневые точки, пятна ракушки и небольшие тихие приямки.


Ну, а лайтом здесь уже несколько лет у меня работает Yamaga Blanks Battle Whip BW-TR77M. Для береговой ловли в сложных местах – ничего лучше и представить себе не могу. Мощный комель, чувствительная вершинка. Энергичный строй и колоссальный запас живучести… не удочка – мечта. Жаль, колечки маловаты для зимы. Но тут компромисс невозможен, либо по-настоящему живая и чуткая вершинка, либо увеличенный диаметр колец. Всегда выбираю первое – а от набившегося льда прочищаю регулярно, это, по-моему, меньшее зло.

Осень на берегу настолько сказочная, погода так тепла и тиха, что ожидать заметной активности рыб не стоит. Вода очень прозрачна, и хищники будут отсиживаться по засадам. Там я их и попытаюсь достать… Но занятие это сегодня не слишком продуктивно, первые окуни начали отзываться только через час-полтора после начала поисков. Хотя, может быть, просто поленились вылезать по утреннему холодку, дождались, пока солнце поднимется повыше.

Три-четыре грамма на «микрухе», от шести до десяти – на лайте. Больше упираюсь в лайт, конечно – хороший окунь или щука всегда приоритетнее полосатой мелочи. Тем более, что искать здешнего окуня можно и лайтом – по Curly Grub 3,5” они «отмечаются» всегда, даже если этот твистер по ситуации крупноват – обязательно проявят свое присутствие тычком или оторванным хвостиком. Упираюсь – но без особого успеха. Счет полосатых потихонечку растет, попадаются красивые, яркие «матросы» от ладошечных – до вполне уже зачетных двухсотграммовых. Щука молчит наглухо.


Прокачав все, доступные в течение однодневной сессии, места и убедившись в ее полном нежелании реагировать на приманку, переношу центр приложения усилий на ультралайтовую снасть. Поводок на ней тоненький, из флюорокарбона Seaguar 0,165 – но щучьих срезов я не боюсь, пусть режет. Главное, чтобы побойчей отзывались полосатые – а зубастого хищника я потом лайтом доберу. Если клюнет.


Красноперая, колючая братия к этой технике благосклоннее – веселые тычки, упорное сопротивление радуют душу и спасают не особо задавшийся рыбацкий день. Всех окуней я отпускаю – впрочем, в последние три-четыре года отпускаю практически всю рыбу, пойманную здесь. Но ее все меньше и меньше, несмотря на заметно сниженный (с умиранием лесных дорог) пресс отдыхающих, даже на практически полное исчезновение браконьеров с сетями (возможно, их прижучили егеря из охотничьего хозяйства, расположенного неподалеку… впрочем, мне это неизвестно, важен результат). Исчезает щука, давненько нет и судака. Обнаружив здесь как-то зимней порой его небольшие стайки и нащупав точки их концентрации, я очень быстро опомнился – и, после пяти-шести принесенных домой речных клыкастиков перевел эту рыбу в разряд стопроцентно отпускаемой. Но, очевидно, нашлись иные любители котлет.

С этим лесным участком, в конце концов, случилось самое страшное, что может случиться с укромными, закоряженными угодьями Донца в отдалении от жилья. Сюда нашли дорогу браконьеры-подвохи. Встречаю эту напасть с завидной регулярностью – увы, все чаще. Вот и сегодня: приплыли снизу на большой лодке под вечер, огляделись – и тут же в яму. Целенаправленно, по коряжникам и завалам.
Ей-богу, зря я в начале этого текста проехался по Кончите и ее компании… разобраться – так ничего плохого они мне не сделали, люди как люди. Со странностями – так кто без них, среднестатистических людей не бывает. Люди. А эти, в гидрокостюмах с гарпунными ружьями – бесы.

Гребут они все – но в первую очередь уничтожают последнюю надежду речки, умудренный жизненным опытом крупняк. Тех рыб, что научились скрываться от сельских браконьеров с их сетями в глухих завалах. Тех самых, что каждой весной еще умудряются отнереститься и хоть чуточку наполнить воду своими детьми, подрастающими мальками. От браков-ныряльщиков им спасения нет – доберутся в самой глубине коряжника, осветят, неподвижно стоящую, фонарем. Зачистят.
Долго я «секретил» эти места, приберегая для своих прогулок. Но от кого я их скрываю, для кого берегу? Самое страшное уже произошло, паразиты с подводными ружьями завелись в реке. Для них нет ни сроков запрета, ни разрешенных размеров, ни норм вылова… и надзора за ними тоже нет никакого.
Так что сегодняшняя «Сказка Геевского леса» – с плохим концом. И пока это варварство, подводная охота в пресноводных водоемах (особенно – в малых реках) не будет запрещена безо всяких условий и оговорок, с жестким контролем за исполнением – таких грустных сказок будет все больше. До логического конца, до полного опустошения.

Рубрика: Звіти про рибалку