Возданы должные почести победителям, вручены кубки и медали, опубликованы официальные отчеты. Но прекрасная Игра не отпускает, закроешь глаза – и вновь на фоне радужных бликов гнется к воде тонкая вершинка удилища, и доносятся со всех сторон, наперебой, призывы: «судья! Судья!..»
Не отпускает – мне кажется, это потому, что слишком многое из того, что удалось понять и немедленно применить в напряженных, добычливых турах на нижнем пруду, осталось за кадром. Это личное, конечно – но мне, чтобы как следует уложить новую науку в голове, нужно выстроить весь урок на экране. То, что спрятал – то пропало, то, что роздал – то твое… Поэтому снова и снова пересматриваю полтавский сериал. Только теперь – в замедленном темпе.
Лекция 1: путь к своей игре
…погода – будто на заказ. Легкий ветерок морщит поверхность пруда, но не слишком пугает: с таким мы справимся, хоть и боковой. Своей 83й Ямагой я смогу джиговать с тремя граммами и мелким силиконом, а если задует сильнее или случится «выход» на крупные приманки, выручит дублер, 77й Battle Whip. Перестраховавшись, я набил сумку до отказа, даже не закрывается… коробка с вольфрамом и крючками, три коробки джига до трех дюймов включительно, блесны большие и малые, воблеры от 56го Риджа до Vision 95. Щука – дама непредсказуемая, так что запас кармана не протрет.
Вот старт – первые забросы всегда определяют многое, быстрая удача на первых минутах – лучшая примета удачно сыгранного тура. Так у меня, по крайней мере… угадал «тему» сразу же, и пошел в отрыв. Но не на пустом же месте гадать… по опыту двух успешных тренировок я начинаю с Bait Breath Curly Grub в «ультрафиолете» #Ur29, на золотистой трехграммовой вольфрамке и небольшом двойничке. Ну, давай… жахни на первом же забросе, прямо на падении, как это случилось в начале тренировки почти месяц назад!
Ни фига. Любовно и тщательно исполненная первая проводка завершается в траве – плети рдеста поднялись почти к самой поверхности, образовав проблемную для ловли зону на протяжении метров 10 – 15 от берега. Может быть, сюда подтянулись и щуки? Снова и снова я выбрасываю джигу подальше, чуть увеличиваю темп проводки на средней дистанции, чтобы провести монтаж над самыми верхушками травы. Глухо.
У меня глухо – а Билан слева тянет уже вторую. Плохо, когда на первых забросах не получаешь контакта. Но много хуже, когда видишь: кто-то уже ухватил нужную ниточку, кто-то «попал в масть». И совсем труба, когда этот «кто-то» - один из основных соперников.
Ну, по крайней мере, стандартный ответ лежит на поверхности. Сектор рядом с Тимуром свободен, и через минуту я уже обустраиваюсь в нем, кося глазом налево. Раз не «стреляет» мой деликатный джиг с длинными протяжками и редкими касаниями грунта, нужно попытаться перехватить уловистую методу у соперника. Да, колебалочка, небольшая. Выброс на максимум. Проводка обыкновенная, практически тот же рисунок, что у меня. Что, так просто?
Просто, да не совсем. Казалось бы, логика железная: утро, первый час, рыба еще относительно активна, собирай ее колебалкой и будь в шоколаде. Но у Тимура получается, у меня – нет. Нечем мне ответить на третий «хвост» соперника, и нечем – на четвертый. Ладно, надо удирать, раз такое дело. Свежие точки еще есть.
Действительно, отступив от места «раздачи» секторов на пять, я распочиниваюсь, наконец. Шестиграммовую медную колебалку – «ложечку» (Elite Alliance Catfish) цапнула на равномерной проводке моя первая щучка. Небольшая совсем, едва за 300. Аккуратненько так прикусила, щипчиками, краешком. И больше не повторяет. Что-то у меня не то, в модели. Надо двигаться и соображать.
Попытка перебрать сектора, проверяя их блесной в повышенном темпе, успеха не приносит. Зона, тем временем, ловит… судья запарился бегать, мелькают подсаки, соперники заполняют своими подписями протокол. Половина зоны пройдена, и практически безуспешно. Свободен сектор на обрыве, под проводами. Хороший. Джиговый.
Рыба здесь есть точно – достал щучку Миша Запара, взвешивался и спортсмен, покинувший «точку» передо мной. Как я ни сопротивляюсь депрессии, она подступает все ближе… так ее ждешь, эту Горбатовку, и так летишь мимо рыбы. Меняю технику резко – активной щуки для меня больше нет, попробую вымучить ленивую.
Чтобы вымучить, надо кое-что изменить. Снова джиг, снова четыре грамма (меньше не долетает, ветерок задул посвежее). Но уже не контрастные приманки, не яркий «яд» и не убойный «ультрафиолет». Что-нибудь болотное, грязное… отлично, вот это годится. Noike Ninja 2”, «свингообразный» виброхвостик из недавно полученной новой партии. И не на яркой «чебурашке», конечно – картина должна быть органична, поэтому вместо «золота» попробую старый, потускневший вольфрам без покрытия.
Чирк – и мои труды пропали зря. Срез на поклевке, за пару минут до конца. Перевязываться уже нет смысла, не успею… отложив убитую снасть в сторонку, веером пробиваю сектор убойнейшим 95 Вижном на запасном комплекте, и заканчиваю тур с единственным «хвостиком», поставив жирный крест на воблерной теме. Да и вообще на теме «крупняка» - большой «Шторлек», безуспешно заброшенный несколько раз в середине тура, тоже оказался совершенно неуместен. Много отсеченных нитей, и очень мало позитива…
Ну, ладно, кое-какую информацию все же выцарапать удалось. Под ярким солнышком, по не слишком активной щуке я попытаюсь разловиться скромными, ненавязчивыми приманками. Еще один такой же виброхвостик есть – но час я начну не с него. Нужно пробить начало зоны, там половили очень неплохо: будто сговорившись, первые десять соперников направились вправо от центра. Ну, и я туда. У дамбы поглубже, с большим Curly Grub 3” граммах на шести я достану до середины пруда. Может быть, в яме поджидает «крокодил»?
Нет, никто меня не ждет. Невнятная «царапушка» и тишина – а слева, после непродолжительного молчания, заработал сектор у сижи, Шейко тянет вторую подряд. 10 минут – у меня не получается здесь. А где получится?
Наугад «тыркаться» нельзя, я так не умею. Надо разматывать клубок планомерно – но единственный хвостик, который торчит наружу, ведет меня снова на обрыв, где был срез. 4 грамма, Ninja 2”, «болото». И – работать над подачей. Пока я не уловлю тот самый рисунок анимации, который «расколдует» воду, толку не будет. Уже понятно, что просто бегать и собирать как попало – идея неудачная, нерабочая.
Так что все сначала. Простая равномерка? Нет, тишина. Классика в «два подрыва»? мимо. Волноообразная проводка, «дробь», дотяжка?.. Дотяжка? Попал. Никакой поклевки, просто мягкая тяжесть и колбасня на конце шнура. Крохотуля, едва за 200 – но дорога. Стояла, наблюдала, ожидала верного движения. К счастью, я не отвлекался в момент контакта и «клевую» подачу запомнил. Та самая, кстати, моя любимая. Утром не сработала, а теперь проснулась.
Вот она какая, подача эта. Контакт с грунтом, плавная потяжка – катушка слегка помогает удилищу, и когда джига оказывается в верхней точке, она на долю секунды замирает. А потом я двигаю приманку вершинкой, постепенно замедляя протяжку, чтобы в тот момент, когда она смотрит прямо в зенит, скорость движения упала до нуля. Все правильно, если от остановки вершинки до ее отыгрыша (вольфрам на грунте) проходит минимум времени. Не секунда, нет, секунда – слишком много, это сантиметров 20 до дна. Доля секунды, и чем она меньше, тем лучше. И сразу плавно начинать новый цикл, и если все сделано правильно – поклевку нужно ждать именно на грунте. При касании или при отрыве.
Вообще говоря, такие вещи проверяются. Но некогда проверять – более половины тура позади, второй час на исходе, я пролетаю. Надо теперь немножечко рискнуть – вроде бы ухваченной техникой навалиться на рыбу там, где она есть, а не прочесывать зону методично-планомерно. Есть она вокруг сижи в начале зоны – это факт. Но там не утолпиться.
Но и в конце, в секторах “over 50”, тоже должна быть рыба. После феерического старта Тимура в 53м, никто особо не задерживался в конце. И еще кое-что я приметил: весь первый час в крайнем, 54м, простоял явно неопытный спортсмен, половивший то ли слабо, то ли вообще никак. Ну-ка, это похоже на шанс. Тем более, что ветер там почти строго в лицо, тонкую проводку я смогу выполнять с минимальными неудобствами.
Зона довольно компактна – очередная пробежка в ее дальний край занимает совсем немного времени, и я уже выстреливаю свои 4 грамма, что было сил «вложившись» в заброс. Достал – хоть я и перестраховываюсь, отказавшись от #0.3го YGK Lonfort в пользу такого же, но потолще, #0.4го, монтаж упал, как надо. Подброс? Не-ет. Подсечка!
Щука повисла на крючке, цапнув «Ниндзю» в момент завершения падения. Я пытаюсь поднять ее наверх, пятнистая и невелика вроде – но опытна в борьбе. Видать, уже знакома с крючком… она жмет вниз, и доползает до начала травы практически по дну. Вываживание осложняется, рыба то останавливается, возюкаясь в траве, то снова приближается к берегу, когда очередной кустик рдеста оказывается срезан шнуром. И скрипит, скрипит по флюорокарбону зубами. Будто ножом по сердцу, железом по стеклу.
Но я давно приметил: 0.405й Seaguar срезают редко, и только на встречной поклевке. При вываживании – практически никогда. Поэтому не форсирую, не пытаюсь продирать добычу сквозь заросли – пусть рвет траву сама. Получается, наконец-то рыба устала, поднялась. На линейный курс ее, и без промедления – в сачок.
Флюр выдержал – но, присмотревшись, замечаю на нем глубокий порез. До конца минут шесть – забрасывать нельзя, нужно перевязаться. К счастью, порез рядом с застежкой – поводок стал предельно короток, но это уже допустимый риск. Ну-ка, давай еще одну!
Пожалуйста. Виброхвосту на этот раз дали утонуть спокойно, но начать третий цикл протяжки мне уже не удалось. Снова мягкая посадка на крючок, снова щука пытается спастись в траве – но я уже осмелел, почувствовал ту грань, до которой могу доходить в своей настойчивости при вываживании. Гудок – финиш. Но теперь я точно знаю, что тур еще не проигран.
Не проигран, потому что в зону я ухожу вторым, и шанс на ловлю в секторе, где только что обнаружена стоянка щук, достаточно велик. Мало того, что обнаружена – все подобрано, подогнано: огрузка-приманка-проводка, все это органично увязано в победный алгоритм. Спортсмен, идущий передо мной, остановился, не доходя до границы зоны, и мне уже не помешает ничто. Боевой транс? Да это его время.
Чтобы довести подачу до идеальной (ну, как я понимаю идеал в данной ситуации) пришлось добавить еще один штрих. Как-то сам собой он добавился: осознав, что поклевки происходят на выбросе, я решил оптимизировать само падение приманки, превратив его в первый цикл протяжки. Как? Очень просто, не ждать с поднятой вершинкой контакта с грунтом – а заранее подтянуть шнур и «завесить» монтаж на падении, чуть подтягивая его плавным, медленным подъемом удилища. Нужное движение – с первого же появления виброхвоста у дна. А не так, как это выглядит обычно: почти отвесное пикирование силиконовой рыбки мордой в грунт, и только потом начало правильной проводки. Нет, ловить нужно сразу )
Это и был недостающий паззл. Щуки в секторе оказалось достаточно, чтобы захлопнуть забрало и не дергаться до самого конца. Заброс, дотяжка, нависание рыбы в момент, когда груз на грунте или максимум в пяти сантиметрах от него. Усмирение бьющейся на крючке зубастой в короткой паузе, в статике – а потом настойчивое, как можно более прямолинейное движение добычи к сачку.
Нет, было все, конечно. И пара великолепных свечек, которые я не гасил смягчением нажима (так было нельзя, рядом трава) – напротив, даже слегка протягивал щуку по воздуху, чтобы шнур остался натянут, как следует. И единственный сход на полдистанции – просто отцепилась, и все. И ветер, усилившийся под конец, мешал провести, как надо – я выжидал «окошки» между его порывами, выстреливал приманку в «отдохнувшую» часть сектора и доставал очередные полкило голубовато-зеленого, злого-зубастого, драгоценного живого веса. Молился, чтоб не разодрали единственный оставшийся Ninja в нужном цвете – а вдруг собьется клевая «волна», ведь сбиться она может не только в пруду, но и в голове, и тогда – конец фильма. Нет, виброхвостик выдержал. Выдержал шесть щук, и остался цел (вот, кстати, главное отличие Ninja от Swing Impact: работает так же здорово, но вынослив, шустрый маленький злодей).
Так бывает – входишь в сектор аутсайдером с полутора килограммами, выходишь в «тройке», перевалив за четыре. Десять хвостов – больше только у Шейко, у него тринадцать. Пальцы искусаны: экономил время, торопился. Господи, как же это здорово: доставать на взвешивание садок, в котором волтузятся шесть щук, и не самых мелких. Вырвался, пробился. Хорошо, когда «прет сразу»… но, переломив неудачный расклад в последний час, чувствуешь себя по-настоящему здорово. Спортсменом чувствуешь себя, не амебой.
Рыбы по очереди скрываются в глубине; спасибо им, что позволили узнать свой точный вес, и низкий поклон за урок. Эта лекция, с горем пополам, усвоена – так что еще поборемся, продолжение следует )
Продолжение:"Щучья академия (окончание)"
Рубрика: Звіти про рибалку