И неяркий даже – если в буквальном смысле. Потому что дождь как зарядил с самого утра, так и поливал на протяжении всего короткого, светлого рыболовного времени. Семь часов с неба под заметным, благодаря холодному ветру, углом сыпалась вода: то сеялась через мелкое сито, то срывалась барабанной дробью капель покрупнее. И каждый порыв посильнее срывал с голых веток нависших над Донцом верб, дубов и осин очередную порцию холодного душа. Рыбацкая погодка, настоящая.
1. Расклад
Не поверите – все это было в радость. Потому что пара-тройка случившихся перед этим погожих деньков вызвала заметный спад активности хищника по всем водоемам области. С водохранилищ доносились неутешительные вести о полном нуле по зачетному хищнику, на реке я позавчера половил кое-как – но все по мелочевке, самая крупная из пойманных четырех щучек едва перетянула за полкило. Яркое солнце разогнало щук по укрытиям – еще бы, по такой-то прозрачности осенней воды. Срочно нужна была непогода, хотя бы пасмурный денек. А еще лучше – дождливый, ветреный. От ветра-то я на реке укрытие всегда найду, а вот дождь всегда еще сильнее снижает освещенность, при этом добавляя воде свежести и маскируя находящегося на берегу рыболова, скрадывая шум от его перемещения и размывая нависший над водой силуэт.
Таким и выпал прогноз на воскресенье: дождь, ветер, температура чуточку выше нуля. Отлично, едем: нас с Сергеем подобными неудобствами не смутить. Хоть и выходной – на реке будет спокойно, мало кто из рыболовов согласен терпеть подобные страсти на воде или на берегу. Хочется клева – и что-то подсказывает мне, серия «дней мелочевки» вот-вот завершится.
2. Гортекс
Упаковался я по высшему разряду – легкий, но вполне зимний костюм из гортекса в сочетании с высокими, легкими сапогами из ЭВА давал стопроцентную гарантию тепла и комфорта на целый день. Единственная неувязочка была в этом «гарантийном талоне»: отсутствие «дуракоустойчивости». Оказалось, что сдуру и в суперсовременной мембране отличненько можно промокнуть. Как? Элементарно. Делайте, как я:
- спуститесь к воде для облова сложной точки под ветвями, даже шагните в нее. От берега идет крохотная ступенечка, покрытая опавшими листьями – как раз на ширину ступни, а дальше – глубина;
- сделайте пару забросов и убедитесь: пустой номер, надо двигаться дальше. Теперь поленитесь карабкаться наверх – попытайтесь пройти требуемый десяток метров вдоль воды;
- аккуратно дойдя до нависающего и уже наклонившегося к воде большого дуба, ухватитесь за его корни покрепче и попытайтесь обойти препятствие. Полочка-то вроде продолжается и под ним, лишь притрушена утонувшими листьями.
Если вы все сделали правильно – вдохните поглубже, сейчас опорная нога поедет по мокрым корням, и ехать ей далековато. Вот и вторая пошла, вот вы и стоите по пояс в ледяной ноябрьской воде, пытаясь удержать над ее поверхностью пару спиннингов, и громко выражая свою… эээ… озабоченность сложившейся ситуацией. Отличное начало рыбалки!
На берег-то я выбрался, и снасти не утопил. Но мокрым оказался точно по пояс – плюс рукава до локтей. Спасаться, завершать ловлю и скорей в машину, чтоб удрать домой?
Не наш вариант. Разумеется, Сергей его сразу же предложил, у нас это принято. Он уже успел обрыбиться парой щурят и хорошим окунем, вроде как не впустую смотались. Но я решительно этот соблазн отверг. Да его и не было, соблазна-то… такой рыбацкий день неизвестно еще, когда повторится. У меня пока нет почина, лишь злая клевака на выбросе и пустая подсечка. Все еще впереди – значит, надо найти возможность дорыбачить.
В «до-мембранные» времена, когда я ездил на рыбалку в одежде попроще (летном демисезонном комплекте из комбинезона и куртки), все было бы понятно. Укрытие от дождя под наклонным деревом, костер для тепла и просушки. Все реально – но минус три часа от рыбалки. Ну, минимум два – быстрее никак.
Но современные ткани приближение рыболова к костру исключают полностью. Даже если забыть о вонючем дыме и саже, это не вариант. Поэтому действую просто: быстро раздевшись и выкрутив одежду, снова надеваю ее на себя. Что-то мне подсказывает – все будет нормально, хотя в сапогах, конечно, хлюпает, с этим ничего не поделать. Но вот выше сапог – все физика современных технологий на моей стороне. Трехслойная мембрана плотна, облегающее термобелье под ней греет, даже если мокрое – и сразу же начинает высыхать от тепла тела, а ткань костюма легко дает выход этому пару, не впуская навстречу дождь. Ветрозащита – по-прежнему, абсолютна… холодный ветер, мигом уносящий тепло при испарении с обычных тканей, охладить меня не может никак. Теперь – просто двигаться, и дело в шляпе.
Так и вышло: за те 200 метров, что отделяли меня от следующей интересной точки, тепловой баланс внутри костюма оказался полностью восстановлен. Работать я могу – и это не работа через силу, и чем дальше – тем будет суше и теплее. Часам к 14ти я уже был практически сухой (конечно, кроме мокрых, но теплых ног внутри толстых пеночных сапог). Гортекс – сила! )
3. Время добрых дел
На очередной многообещающей точке первый же заброс принес отвратительную добычу: длинную сеть-путанку от берега до берега. Свеженькую, может даже сегодняшнюю. Упираясь изо всех сил, моя удочка (кальмаровая Солпара, участвующая в тест-драйве) кое-как подтащила ее к берегу, а дальше помогла компактная «кошка», без которой на Донце делать нечего. Приманка спасена – теперь спасем рыбу.
«Авоська» наловила отличной плотвы и мерных окуней. Их много в ней, обреченных на скорую погибель – но все еще живы, хотя и от жабер до хвоста опутаны мерзкой прозрачной паутиной. Ничего, мы с Сергеем успели вовремя – все это поправимо.
Ковыряясь в браконьерской снасти замерзшими руками, мы радовались: есть еще рыба в Донце. Не менее двух десятков красивых полосатиков попались гаду, и почти столько же отличнейшей плотвы. Икряная, пузатая, вся около двухсот граммов, плюс-минус полтинник.
Выпутать рыбу, не повредив ее, трудновато – но мы постарались, и лучшей наградой за эти усилия стали бойко удирающие в глубину отличные экземпляры. Кажется, начинаю понимать фидеристов: половить таких красоток и я б не отказался. Впрочем, половлю – зимой, со льда.
Жаль, что дождь и ветер не дают поступить с обезвреженной сетью по справедливости. Я стараюсь сжигать их – но сегодня не стоит и пытаться. Сергей уволок мокрый, спутанный и изрезанный моим ножом комок нейлона куда-то в лес и запихнул там под пенек-выворотень, присыпав листьями и землей. Аминь.
Да, а что дело это благородное – нет ни малейших сомнений. Никто, никогда, никому не разрешит промышленный вылов в малой реке, поэтому появление в Донце легальной сети исключено в принципе. Так что пощады «авоськам» не ждать – сколько увидим, столько и обезвредим.
4. Благодарность Реки
Хотите верьте, хотите нет – но тут-то и пошли наши дела. Длинное затишье после утреннего клева мелочевки после нашей победы над сетью сразу же взорвалось отличнейшим щучьим выходом практически по всей реке. Недолгим… впрочем, не таким уж и коротким. Часа два пятнистая охотилась, покинув свои укрытия в основном на глубине, в русле и заливах. Вовсю заработал джиг.
Распочинившись, наконец, красивой «закилушкой» и тут же удвоив счет щучкой чуть менее килограмма, я сделал правильный ход: укрупнился, насколько возможно. Всего парочка Bait Breath Curly Grub 4,5” нашлась в коробках среди силикона поменьше – но этого хватило. Правда, первый твистер скоро погиб смертью храбрых, срезанный очень четко прямо в момент поклевки – а вот второй не подвел. Отличная «клевака» на пятиметровой глубине, неподалеку от поросшей кувшинками бровки – и на конце шнура кто-то ритмично замотал массивной башкой. Наконец-то двушка! Она давит в глубину изо всех сил, но сопротивляться тяге кальмаровой удочки, конечно, могла недолго. Вот золотистые бока засверкали у берега, вот пятнистая барахтается в сачке. Здорово!
Клев хорош – но он не так уж прост, свидетельство тому – игнорирование щуками приманок Сергея. Любых – и точно таких же съедобных твистеров, как мои, и других расцветок (поярче). И виброхвостов. Наконец-то сообразив: что-то идет не так – я внимательно присматриваюсь к его анимации: конечно, тут ошибка.
Сосредоточившись на плавности подачи, друг забыл о важности другого компонента щучьей «ступеньки» - выраженных горизонтальных протяжек. Исполняемый им «двойной подрыв», как и положено, мягок – но очень короток и симметричен, оба подброса одинаковы – я же первым только отрываю джигу ото дна, а второй превращаю в длинную, насколько хватает угла подъема удилища, протяжку. Быстро корректируем анимацию совместными усилиями – и вот уже от четкого удара вздрогнула вершинка Серегиной «Ямаги»-восьмидесятки. Получилось!
Но клев затухает – уловив его спад, успеваю получить еще клеваку «на смене», на крупный виброхвост Bait Breath TT Shad. И – снова затишье на реке, нет больше звона тонкого шнура, режущего плес, нет бурунов от хвостов и шумного барахтанья золотисто-зеленых «торпед» в сетке подсака. Щука наелась – наелись и мы, досыта. Фантастический день!
Немножко расчета при выборе времени и места. Чуток характера при встрече с форсмажором. Доля щедрости при возврате в реку тех ее обитателей, которых какая-то двуногая тварь хотела из нее украсть. Потом капелька настойчивости, и совсем немного техники при подаче правильных, безотказных приманок. И можно забыть о холоде, дожде, о воде, хлюпающей в сапогах. Забыть, сосредоточившись на четких, злых клеваках, на восхитительном и отчаянном упорстве при перетягивании тоненькой ниточки. Увидеть слиток зеленого золота в бурой, опавшей листве – а потом прощальный взмах хвоста побежденной хищницы, отпускаемой домой, в глубину.
Ну, и забрать домой парочку пятнистых поувесистей при таком раскладе – не грех. Мы заслужили свое право побаловать домашних вкуснейшей щучьей ухой – да будет так, хотя бы изредка. Чтоб совсем уж не отрываться от древних корней рыбацкого искусства…
1. Расклад
Не поверите – все это было в радость. Потому что пара-тройка случившихся перед этим погожих деньков вызвала заметный спад активности хищника по всем водоемам области. С водохранилищ доносились неутешительные вести о полном нуле по зачетному хищнику, на реке я позавчера половил кое-как – но все по мелочевке, самая крупная из пойманных четырех щучек едва перетянула за полкило. Яркое солнце разогнало щук по укрытиям – еще бы, по такой-то прозрачности осенней воды. Срочно нужна была непогода, хотя бы пасмурный денек. А еще лучше – дождливый, ветреный. От ветра-то я на реке укрытие всегда найду, а вот дождь всегда еще сильнее снижает освещенность, при этом добавляя воде свежести и маскируя находящегося на берегу рыболова, скрадывая шум от его перемещения и размывая нависший над водой силуэт.
Таким и выпал прогноз на воскресенье: дождь, ветер, температура чуточку выше нуля. Отлично, едем: нас с Сергеем подобными неудобствами не смутить. Хоть и выходной – на реке будет спокойно, мало кто из рыболовов согласен терпеть подобные страсти на воде или на берегу. Хочется клева – и что-то подсказывает мне, серия «дней мелочевки» вот-вот завершится.
2. Гортекс
Упаковался я по высшему разряду – легкий, но вполне зимний костюм из гортекса в сочетании с высокими, легкими сапогами из ЭВА давал стопроцентную гарантию тепла и комфорта на целый день. Единственная неувязочка была в этом «гарантийном талоне»: отсутствие «дуракоустойчивости». Оказалось, что сдуру и в суперсовременной мембране отличненько можно промокнуть. Как? Элементарно. Делайте, как я:
- спуститесь к воде для облова сложной точки под ветвями, даже шагните в нее. От берега идет крохотная ступенечка, покрытая опавшими листьями – как раз на ширину ступни, а дальше – глубина;
- сделайте пару забросов и убедитесь: пустой номер, надо двигаться дальше. Теперь поленитесь карабкаться наверх – попытайтесь пройти требуемый десяток метров вдоль воды;
- аккуратно дойдя до нависающего и уже наклонившегося к воде большого дуба, ухватитесь за его корни покрепче и попытайтесь обойти препятствие. Полочка-то вроде продолжается и под ним, лишь притрушена утонувшими листьями.
Если вы все сделали правильно – вдохните поглубже, сейчас опорная нога поедет по мокрым корням, и ехать ей далековато. Вот и вторая пошла, вот вы и стоите по пояс в ледяной ноябрьской воде, пытаясь удержать над ее поверхностью пару спиннингов, и громко выражая свою… эээ… озабоченность сложившейся ситуацией. Отличное начало рыбалки!
На берег-то я выбрался, и снасти не утопил. Но мокрым оказался точно по пояс – плюс рукава до локтей. Спасаться, завершать ловлю и скорей в машину, чтоб удрать домой?
Не наш вариант. Разумеется, Сергей его сразу же предложил, у нас это принято. Он уже успел обрыбиться парой щурят и хорошим окунем, вроде как не впустую смотались. Но я решительно этот соблазн отверг. Да его и не было, соблазна-то… такой рыбацкий день неизвестно еще, когда повторится. У меня пока нет почина, лишь злая клевака на выбросе и пустая подсечка. Все еще впереди – значит, надо найти возможность дорыбачить.
В «до-мембранные» времена, когда я ездил на рыбалку в одежде попроще (летном демисезонном комплекте из комбинезона и куртки), все было бы понятно. Укрытие от дождя под наклонным деревом, костер для тепла и просушки. Все реально – но минус три часа от рыбалки. Ну, минимум два – быстрее никак.
Но современные ткани приближение рыболова к костру исключают полностью. Даже если забыть о вонючем дыме и саже, это не вариант. Поэтому действую просто: быстро раздевшись и выкрутив одежду, снова надеваю ее на себя. Что-то мне подсказывает – все будет нормально, хотя в сапогах, конечно, хлюпает, с этим ничего не поделать. Но вот выше сапог – все физика современных технологий на моей стороне. Трехслойная мембрана плотна, облегающее термобелье под ней греет, даже если мокрое – и сразу же начинает высыхать от тепла тела, а ткань костюма легко дает выход этому пару, не впуская навстречу дождь. Ветрозащита – по-прежнему, абсолютна… холодный ветер, мигом уносящий тепло при испарении с обычных тканей, охладить меня не может никак. Теперь – просто двигаться, и дело в шляпе.
Так и вышло: за те 200 метров, что отделяли меня от следующей интересной точки, тепловой баланс внутри костюма оказался полностью восстановлен. Работать я могу – и это не работа через силу, и чем дальше – тем будет суше и теплее. Часам к 14ти я уже был практически сухой (конечно, кроме мокрых, но теплых ног внутри толстых пеночных сапог). Гортекс – сила! )
3. Время добрых дел
На очередной многообещающей точке первый же заброс принес отвратительную добычу: длинную сеть-путанку от берега до берега. Свеженькую, может даже сегодняшнюю. Упираясь изо всех сил, моя удочка (кальмаровая Солпара, участвующая в тест-драйве) кое-как подтащила ее к берегу, а дальше помогла компактная «кошка», без которой на Донце делать нечего. Приманка спасена – теперь спасем рыбу.
«Авоська» наловила отличной плотвы и мерных окуней. Их много в ней, обреченных на скорую погибель – но все еще живы, хотя и от жабер до хвоста опутаны мерзкой прозрачной паутиной. Ничего, мы с Сергеем успели вовремя – все это поправимо.
Ковыряясь в браконьерской снасти замерзшими руками, мы радовались: есть еще рыба в Донце. Не менее двух десятков красивых полосатиков попались гаду, и почти столько же отличнейшей плотвы. Икряная, пузатая, вся около двухсот граммов, плюс-минус полтинник.
Выпутать рыбу, не повредив ее, трудновато – но мы постарались, и лучшей наградой за эти усилия стали бойко удирающие в глубину отличные экземпляры. Кажется, начинаю понимать фидеристов: половить таких красоток и я б не отказался. Впрочем, половлю – зимой, со льда.
Жаль, что дождь и ветер не дают поступить с обезвреженной сетью по справедливости. Я стараюсь сжигать их – но сегодня не стоит и пытаться. Сергей уволок мокрый, спутанный и изрезанный моим ножом комок нейлона куда-то в лес и запихнул там под пенек-выворотень, присыпав листьями и землей. Аминь.
Да, а что дело это благородное – нет ни малейших сомнений. Никто, никогда, никому не разрешит промышленный вылов в малой реке, поэтому появление в Донце легальной сети исключено в принципе. Так что пощады «авоськам» не ждать – сколько увидим, столько и обезвредим.
4. Благодарность Реки
Хотите верьте, хотите нет – но тут-то и пошли наши дела. Длинное затишье после утреннего клева мелочевки после нашей победы над сетью сразу же взорвалось отличнейшим щучьим выходом практически по всей реке. Недолгим… впрочем, не таким уж и коротким. Часа два пятнистая охотилась, покинув свои укрытия в основном на глубине, в русле и заливах. Вовсю заработал джиг.
Распочинившись, наконец, красивой «закилушкой» и тут же удвоив счет щучкой чуть менее килограмма, я сделал правильный ход: укрупнился, насколько возможно. Всего парочка Bait Breath Curly Grub 4,5” нашлась в коробках среди силикона поменьше – но этого хватило. Правда, первый твистер скоро погиб смертью храбрых, срезанный очень четко прямо в момент поклевки – а вот второй не подвел. Отличная «клевака» на пятиметровой глубине, неподалеку от поросшей кувшинками бровки – и на конце шнура кто-то ритмично замотал массивной башкой. Наконец-то двушка! Она давит в глубину изо всех сил, но сопротивляться тяге кальмаровой удочки, конечно, могла недолго. Вот золотистые бока засверкали у берега, вот пятнистая барахтается в сачке. Здорово!
Клев хорош – но он не так уж прост, свидетельство тому – игнорирование щуками приманок Сергея. Любых – и точно таких же съедобных твистеров, как мои, и других расцветок (поярче). И виброхвостов. Наконец-то сообразив: что-то идет не так – я внимательно присматриваюсь к его анимации: конечно, тут ошибка.
Сосредоточившись на плавности подачи, друг забыл о важности другого компонента щучьей «ступеньки» - выраженных горизонтальных протяжек. Исполняемый им «двойной подрыв», как и положено, мягок – но очень короток и симметричен, оба подброса одинаковы – я же первым только отрываю джигу ото дна, а второй превращаю в длинную, насколько хватает угла подъема удилища, протяжку. Быстро корректируем анимацию совместными усилиями – и вот уже от четкого удара вздрогнула вершинка Серегиной «Ямаги»-восьмидесятки. Получилось!
Но клев затухает – уловив его спад, успеваю получить еще клеваку «на смене», на крупный виброхвост Bait Breath TT Shad. И – снова затишье на реке, нет больше звона тонкого шнура, режущего плес, нет бурунов от хвостов и шумного барахтанья золотисто-зеленых «торпед» в сетке подсака. Щука наелась – наелись и мы, досыта. Фантастический день!
Немножко расчета при выборе времени и места. Чуток характера при встрече с форсмажором. Доля щедрости при возврате в реку тех ее обитателей, которых какая-то двуногая тварь хотела из нее украсть. Потом капелька настойчивости, и совсем немного техники при подаче правильных, безотказных приманок. И можно забыть о холоде, дожде, о воде, хлюпающей в сапогах. Забыть, сосредоточившись на четких, злых клеваках, на восхитительном и отчаянном упорстве при перетягивании тоненькой ниточки. Увидеть слиток зеленого золота в бурой, опавшей листве – а потом прощальный взмах хвоста побежденной хищницы, отпускаемой домой, в глубину.
Ну, и забрать домой парочку пятнистых поувесистей при таком раскладе – не грех. Мы заслужили свое право побаловать домашних вкуснейшей щучьей ухой – да будет так, хотя бы изредка. Чтоб совсем уж не отрываться от древних корней рыбацкого искусства…
Рубрика: Звіти про рибалку