Наконец, дождались летнюю пору. По сравнению с маем, июньский спиннинг заметно поменялся. Он стал более уравновешенным и даже в некотором роде предсказуемым. Наступила жара, поднялась на большинстве водоемов трава, хищник завершил все свои нерестовые хлопоты и даже прошел реабилитационный период. Заметно прогрелась вода, а еще многие из нас пересели в лодки, ведь июнь – время снятия всех ограничений навигации. Пока еще летняя жара окончательно не отбила желание хищника клевать, рассчитывать мы можем на хорошую рыбалку как по традиционным – щуке, окуню, судаку, так и по более редким видам – голавлю и жереху.
Начну со щуки.
Практически всегда к началу лета щучья активность убывает. Связано это, прежде всего, с тем, что после весьма активного посленерестового клева нынче щука отдыхает и ее ритм жизни становится своего рода вялотекущим. То есть зубастая никуда не торопится (еды достаточно), да и заметный прогрев воды совсем не способствует этому. Нередко уже в июне на водохранилищах и тем более прудах наступают неблагоприятные условия по кислородному режиму, и поймать щуку становится крайне трудно. На реках же шансы по-прежнему хорошие. Особенно, если рыбачить с лодки.
Как и в мае, принципиально в месторасположении щуки ничего не меняется. По-прежнему можно выделить два характерных места ее обитания: прибрежную растительность и русловую бровку. При ловле в траве или возле нее зачастую используют воблеры (крэнки и миноу). Когда же приходится облавливать бровки и другие изменения рельефа с относительно чистым дном, традиционно предпочтительнее джиг.
Многим спиннингистам приходится рыбачить только на малых реках, а здесь всегда есть условия для ловли и возле травы, и на русле. Зачастую русловая бровка граничит с травянистыми мелководьями, так что в итоге мы имеем как бы два в одном – одновременно место и для джига, и для воблеров. На что конкретно ловить щуку, во многом зависит от настроения и привычек спиннингиста, но есть ряд ситуаций, когда преимущество того или иного вида приманок неоспоримо. Как правило, выбирать приходится между крэнками, миноу и силиконом.
Крэнки особенно хороши при поисковой рыбалке на участках с течением, где глубина не превышает трех метров, и нет ярко выраженного рельефа. Зачастую крэнки используются во время «быстрого сплава», когда на облов перспективного места отводится буквально два-три заброса. Такой способ, конечно, не позволяет говорить о тщательности облова, зато дает возможность исследовать большие территории и «собирать» самую активную щуку. Особенность таких действий заключается в том, что, сплавляясь свободно по течению, мы выбираем точки, чем-то отличающиеся от остальной местности. Если же таких локальных аномалий с предполагаемой голодной щукой нет, разумнее всего ориентироваться на внешний край прибрежной растительности, который обычно является русловой бровкой. Для указанной рыбалки крэнки лучше подбирать из числа проверенных и уже показавших себя на данном водоеме.
Минноу имеют наибольшую актуальность во время неторопливого сплава, когда есть время и возможность заякориться возле облюбованного места и спокойно его исследовать. Техника твичинга воблерами минноу – важный инструмент щукаря. Безусловно, правильнее твичить в стоячем положении с якорем за бортом, но во время сплава порой приходится делать это сидя, притом в дрейфе. Ничего страшного. Твичинг в июне, вряд ли, логичен на большой глубине, хотя, конечно, и небезнадежен. Лучшим условием для применения минноу является глубина до 2-2,5 метров с обязательным наличием растительности. Минноу в это время подходят хищникам практически с любой степенью активности, но особенно выигрышен твичинг, когда щука довольно вялая и проводки крэнков ей малоинтересны. Подходящие размер и модель минноу заранее определить непросто, однако если выбирать из числа проверенных, то шансы оказаться с уловом очень хорошие. Речная щука – не судак, она способна простить многие промахи рыболова, однако злоупотреблять этим не правильно.
Силикон (джиг-ловля) тоже применим и уловист в летнюю пору, хотя многим рыболовам может показаться, что по щуке наступило время полной гегемонии воблеров. Если говорить о травянистых мелководьях и облове их краев, то стоит признать: вполне можно обойтись и без джига. И все же при ловле щук на резко изменяющемся рельефе дна, пожалуй, никакие воблеры не смогут полноценно конкурировать с силиконом. Главное и единственное явное противопоказание применению джига в июне – слишком большое количество травы на дне и в толще воды. Опытные джиговики знают и умеют с этим бороться, но здравый смысл подсказывает, что не следует искать трудности там, где их можно избежать. Использовать силиконовые приманки лучше там, где те эффективнее всего. Это свободные от водорослей русловые бровки, обрывистые берега, омуты под нависшими деревьями, ракушечные косы, коряжник, края ям и прочее. Тактика джиговой ловли на реке может выглядеть, как постоянный переход с одной перспективной точки на другую. Становимся на якорь и джигуем. По такой ловле упорно «долбить» одно и то же место не разумно – щука, если есть и хоть немного голодна, скорее всего, сразу себя проявит.
Что там судак?
Июньский судак – уже отнерестившийся хищник, действующий в эту пору по своей собственной программе. Имеется в виду, что рыба занимает те участки и в то время, когда ей захочется, а не под влиянием инстинктов. Возможно, именно по этой причине мы считаем клыкастого в июне слишком непостоянным и довольно непредсказуемым. Впрочем, не смотря ни на что, целенаправленная охота за июньским клыкастым вполне может быть успешной и интересной. Как правило, это водохранилища.
В первой половине лета судак достаточно подвижен. В основном клыкастый посещает вполне определенные участки и в конкретное время. Вычислить такое расписание дорогого стоит. Замечено: чем меньше размеры водоема, тем такие миграции происходят чаще и интенсивнее. Безусловно, лучше рыбачить с лодки, а еще крайне важно знать хотя бы минимальный набор точек, куда хищник регулярно выходит кормиться.
Первое, что особенно сейчас привлекает судака, это перепады глубины. Среди таких участков: бровки, косы, пупки, приямки и прочее. Как правило, в указанных местах имеются колонии ракушки, которые для судака – ну, очень интересны. Все судачьи точки с резким изменением рельефа можно разделить на два вида: локальные и глобальные. Первое отличие – количество активных экземпляров, второе – оптимальный способ облова такого места.
Совершенно логично, что на глобальной (обширной) косе или же на протяженной русловой бровке число экземпляров заметно больше, чем на локальной точке, однако если такие цифры отнести к площади, то получится, что как раз локальный перепад гораздо более многообещающий. Конечно, хорошо знать координаты возвышенности, размерами с футбольное поле, но часто две ракушечные мини косы, размером с вратарскую площадку, подарят в разы больше поклевок. Просто для проверки любого локального участка требуется заметно меньше времени, а значит, поймав пару активных экземпляров, можно искать свое судачье счастье дальше.
Что касается характера облова судачьих точек, то первое, где заметно принципиальное отличие, есть постановка лодки. Чтобы эффективнее обловить обширную косу, зачастую стоит якориться на мели таким образом, чтобы приманки затягивать на бровку. Если последняя не очень резкая и не имеет слишком острые края, такой вектор проводки оптимальный. Опущенный якорь в 15-20 метрах от свала, дает возможность удобно обловить бровку и не напугать тех рыб, которые стоят поблизости.
Окончание следует…