Долго решали, куда и с какими снастями в субботу отправиться рыбачить, но консенсус так и не был найден. И лед уже есть, и спиннинг еще актуален. Эх, не люблю я эту неопределенность. В пятницу выпал первый настоящий снег. Все стало непривычно белым и ярким. Я выбрал лед. Ну, и пусть Сизон Олег едет на свой спиннинг. Перволедье – вещь святая. Почти не сомневаюсь, буду напарнику завидовать, но решение уже принято. Так наши пути на субботу разошлись.
Подготовка к зимнему сезону и к данной рыбалке прошла несколько сумбурно, но ее можно было вполне считать успешной. До последнего сомневался: ехать с жерлицами (первый лед – особенно для них подходящ) или рвануть на Печенеги за окунем (заливы точно замерзли). Друзья склонили в сторону жерлиц. Говорят, живец есть, снасти в полной боевой готовности, поехали. Компания из двух Сергеев, как и ожидалось, оказалась отличная, а вот живец – нет. Это были караси-увальни, размером больше ладони, которые на живца ну никак не походили. Как я ни старался до рыбалки рано утром ситуацию с живцом исправить (в 4 утра посетил сразу два места, где они могли продаваться), но все оказалось тщетно – так рано не было ни души.
Скоро мы на месте. Первые шаги по свежему льду особенно волнующие – 10 месяцев все-таки прошло с последнего такого выхода на лед. Расставились, как и полагается, еще затемно. Как оказалось, ночью с ориентирами на незнакомом месте совсем непросто. Конечно же, поставили жерлицы немного не там, где нам советовали, но кому сейчас легко. Ждем. Много раз читал и, конечно, сам убеждался, что первые поклевки частенько случаются еще до того, как все жерлицы установлены, ну а на рассвете, вообще, клюет азартнее всего. Вот и рассвет… Проходит еще час. Ничего.
А ведь Олег Иванович уже наверняка на реке и, глядишь, поймал щуку. Может, нужно было с ним?
Проходит еще час и сомнения в успехе кампании все больше и больше гложут рыбацкую душу. Нельзя сказать, что народ вокруг ловит, но периодически кто-то, забыв про любую осторожность, все-таки бежит по тонкому льду (а глубина метра два), едва ли не цепляя на ходу свои же жерлицы, к взлетевшему флажку. Бегают и через раз ловят. Я каждый раз удивляюсь, как можно успешно рыбачить, если сразу же после поклевки подбегаешь к лунке, хватаешь всю снасть и с нескрываемым остервенением выволакиваешь все живое (если там кто-то есть) на лед. Притом мне показалось, чем ближе к лунке, тем скорость выматывания у этих товарищей выше. А где же аккуратное выбирание лески после взлетевшего флажка и подсечка лишь после того, как почувствуются первые признаки, что живец в щучьей пасти? В общем, даже при таком варварском отношении к ловле жерлицами (или я чего-то не понимаю) коллеги периодически вытаскивали на лед щук где-то от 800 гр до 1,5 кг. Нам непременно нужно было что-то менять.
В чудеса на рыбалке я хоть и верю, все же на них стараюсь не особо рассчитывать. Первое, что нам виделось поменять, это уменьшить живца раз в пять, если не больше. Не самый глупый вариант – взять и поймать мелких окуньков, которых по идее здесь в достатке.
Правда, мотыля нет. Его должен был накануне купить я, однако со своей задачей не справился. Оба Сергея, отвечавшие за живца, претензий мне не предъявляют. Еще бы, в их-то ситуации. По проколам у нас ничья, поэтому душевность компании по-прежнему в равновесии и очень высокая. Пока я упражнялся в ловле прибрежных окунцов, которые должны были заменить на снастях карасей-гигантов, Сергей (правда, на мою жерлицу) вытащил щучку граммов на восемьсот. Ага, значит, не все потеряно. Случайность или нет, но поклевка состоялась на единственного более-менее мелкого карасика, которого я в темноте успел нащупать в канне. А стояло у нас около двух десятков жерлиц на троих.
Вымучиваю небольших окушат буквально по одному на десять лунок. Темп ужасный. Можно было бы прибегнуть и к безмотылке, но в запасе был искусственный мотыль – он вполне съедобен и ведет себя натуралистично, я в него верю. Как назло, вместо нужного некрупного окунца, нередко попадаются полосатые граммов по 150 или же вполне товарная плотвица, никак не живцового размера.
От же ж незадача. Народ с беготней участил, что логично было трактовать как начало хоть какого-то, но клева. А вообще, сегодня щука ловилась слабо. Может, чувствовала приближение мороза (часто к ясной погоде клев не очень), а возможно, причина была в одной из сотни других отмазок, которыми мы пытаемся объяснить свои неудачи. Но на то суммарное количество жерлиц, что я видел в округе, сработок было немного.
Хандрить рано и даже глупо – классная погода, перволедье, зимнее великолепие рыболовного праздника… Лепота. Тем более на моей крайней жерлице ярко горит флажок. В отличие от коллег, иду к снасти спокойно, хотя, безусловно, азарт хлещет через край. Лески на катушке осталась половина, значит, подо льдом где-то 15 метров. Что интересно, как только я сделал неосторожный шаг и стукнул ногой по льду, леска вновь начала уходить под лед. Это лишний раз доказывало, что щука здорово слышит беготню у себя над головой! Катушка вновь застыла – самое время. Рукой стравливаю еще полметра лески, чтобы не напрягать хищницу своей суетой, откладываю жерлицу в сторону, а лунку прочищаю от шуги, чтобы та не помешала вываживанию. Я готов к финалу.
Скоро чувствую натяжение, и резко подсекаю. Между нами большое расстояние (метров 17-20), и я вовсе не уверен, что моя подсечка оказалась эффективной, но борьба уже началась. Сереге, который стоит рядом, сообщаю, что на крючке шнурок – настолько слабое сопротивление оказывает клюнувшая рыба. Впрочем, после десятка выбранных метров, понимаю, что не все так плохо. Перед лункой щука даже делает рывок, заставляя в срочном порядке отдать ей пару метров лески. Я использую в качестве основной диаметры 0,25 и 0,28 мм, так что напролом рыбу не вываживаю. Я не такой занятой и нетерпеливый, чтобы не подождать, пока щука утомится, тем более что в ледяной воде утомление приходит очень быстро. Вот хищница нехотя просовывает голову в лунку, и я аккуратно помогаю рыбе оказаться на льду.
В ней 1,2 кг.
Товарищ тут же достал весы, тем самым лишив меня возможности при случае приписать к ее весу еще каких-то 300 гр, дабы повысить трофей в статусе до «полторушки».
Щука взяла на окуня. Кстати, в этой группе из четырех жерлиц я только на одну и успел поставить пойманного окунька, на остальных висели (в самом прямом смысле), едва шевелящиеся крупные караси. Срочно нужен нормальный живец, а то мы уже пол рыбалки прощелкали. Это, вообще, будет полнейший позор, если Олег Иванович меня обловит спиннингом.
Направляюсь к берегу, падаю на колени… Нет, конечно, не просить Всевышнего о помощи. В очередной раз за сегодня рассчитываю поймать столько мелких окуньков, сколько бы хватило для замены всех карасей без исключения. Силиконовый мотыль порхает у дна не хуже тех силиконок, которыми я еще недавно пользовался при ловле спиннингом с берега. Окунь мои старания по-прежнему не ценит, а скорее, его здесь просто нет. Но ежели и попадается, то весь за сто граммов.
Еще и плотва туда же – красивая и крупная. Ситуацию спасла дамба – с проблемами, но выдавшая чуть более десятка мелких полосатых за пол часа.
Возвращаюсь к жерлицам – горит одна. Лески смотано не мало, но на том конце пусто. Прозевал. Потрепанный карась вяло ворочает головой – ужасный живец! Пока мы переоснащались, обратил внимание, что наши соседи-жерличатники уже собрались в кучу и что-то неспешно обсуждают. При этом последний марш-бросок кого-то из них был достаточно давно. Неужели сегодняшний клев, не успев толком начаться, подходит к завершению?
Полдень. К тому времени уже трижды перекусив (с Олегом Ивановичем еще и раз бы к перекусу дело не дошло), обед решили пропустить. Вдруг, сработала жерлица у одного из Сергеев.
К тому моменту у обоих моих напарников уже было по одной или паре поклевок, но пока что безрезультатных. Причиной этого запросто мог стать крупный карась и, вообще, заметная грубость части их жерлиц. Я еще сразу друзьям заявил, что некоторые тройники с поводками даже слепая и с заклеенной скотчем боковой линией щука легко обнаружит. Однако в этот раз щука попалась неразборчивая, а Сергей все выполнил безукоризненно, и поклевку реализовал. Некрупная хищница в его зачете.
Тем временем слышу, как кто-то из соседей удивляется, что на одну из его жерлиц уже поймался третий кряду судак. Это интересно! С таким подходом к рыбалке – подбеганием на всех парах к сработавшей жерлице и немедленной подсечке, я не верю, что тот рыболов судака смог просчитать. Скорее, повезло, плюс место знал.
Как там интересно Олег? Авось, дубасит вовсю щук с окунями? Знаю, он может…
Снова у меня поклевка. Катушка сделала 5-7 оборотов, и остановилась. Обождав полминуты, решил, что пора, и стал выбирать излишек лески. Почувствовав перед подсечкой что-то приятно тяжелое, резко взмахнул рукой. Увы! В памяти осталось лишь четкое ощущение, как я вырвал из щучьей пасти живца. А может, лишил хищницу еще и пары зубов, что совсем уж чести мне не делало. По всей видимости, щука схватила окуня и, отойдя немного в сторону, собиралась его развернуть, чтобы съесть, но я опередил события и вырвал живца с мелким тройничком прямо из пасти.
Сегодня большинство моих снастей были оснащены флюорокарбоновыми поводками Seguare диаметром 0,3 и 0,4 мм.
Это хоть и самый качественный флюр, а все же не гарантия от среза, так что позволить много времени находиться поводку в щучьей пасти я не мог. Кстати, сегодня, не в пример моим предыдущим наблюдениям, преимущества флюорокарбона перед тонким поводочным материалом я не заметил. Точнее, должной статистики не набралось.
А еще сегодня я отметил одну интересную особенность с расстановкой жерлиц. В принципе, я твердо уверен, что менять лунки полезно и важно даже на тех участках, которые имеют аномалии дна и, вообще, являются очень перспективными. Сегодня же в силу разных причин снасти мы свои почти не переставляли. Товарищи вообще ни одной лишней лунки не пробурили, кроме тех, что сделали еще в кромешной тьме. Однако где-то половина поклевок случилась как раз под конец рыбалки и именно на тех жерлицах, которые стояли с самого утра. Не могу назвать это нонсенсом, но я привык (и практика тому свидетель), что, если щука в данном месте стоит, то в течение часа или двух она на поклевку все-таки решается. Здесь же прошло десять часов, как минимум, пока щука отважилась на атаку. Кстати, пока я охотился за окуньками, нашел один интересный перепадик глубины – коса, окружающая остров, довольно резко переходила в фоновую глубину. Сюда жерлицу и поставил. В этой лунке поклевка произошла буквально через полчаса после установки снасти.
После обеда рыбалка несколько потеряла в темпе, хотя периодически поклевки случались и у нас, и у соседей. Теперь с более мелким живцом наши флажки взлетали чаще,
чем у коллег, которые во второй половине дня стали покидать лед. В принципе, народу сегодня было немного, однако суммарное количество жерлиц заставляло невольно задуматься о человеческой жадности и о том, что некоторые жерличатники мало чем отличаются от браконьеров. По большому счету компания из 5-7 человек вполне способна жерлицами «убить» щучий водоем за одну зиму.
Приятным бонусом под занавес рыбалки стала поклевка у Сереги, который гроссмейстерски выждав паузу, засек небольшого судачка.
Как и все хорошее, этот рыболовный день очень быстро завершился. Он не получился излишне добычливым, как это порой бывает при ловле жерлицами, однако подарил массу приятных эмоций. Для меня лично первый лед стартовал весьма удачно. С нетерпением буду ждать продолжения. Пишу эти строки и знаю, что Олег, компанию которому я отказался составить в поездке со спиннингом (а, быть может, он мне с жерлицами), тоже отлично провел свой день и поймал неплохую щуку.
Всем позитива и ярких зимних рыбалок!
Рубрика: Звіти про рибалку