В тот день много мы точек сменили, но к обеду лишь слабый тычок на двоих заработали. Казалось, шансы сегодня поймать достойного судака мизерны, ведь знойный полдень целиком оккупировал все и везде. Некоторые коллеги-судачатники уже сушили лодки, собираясь домой. А не поступить ли и нам так же? Давай, еще немного потерпим, имеется мысль…
До этого мы немало времени уделили корягам, вдоль и поперек проутюжили две шикарные ракушечные косы, что ранее давали судака, обработали затопленное озеро и два пупка, но те также ничего не дали… А давай, пройдемся вдоль руслового свала, сегодня не рыбачили здесь еще да и другие спиннингисты, как мы видели, в основном толпились на проверенных точках, не трогая бровку. В общем, за последующие три часа поймали мы с напарником пять закилушных судаков, что по той рыбалке выглядело сродни чуду. Как оказалось, на русловом свале активный клыкастый в тот день стоял и время от времени давал о себе знать нормальными поклевками.
Фактически на любом участке водохранилища можно найти четкую границу между глубокой и мелкой частями акватории. Если такая граница достаточно протяженная и однотипная, ее можно считать русловой бровкой. Об этом характерном месте в привязке к летнему судаку я и хотел бы поделиться наблюдениями.
Определить русловую бровку хорошо помогает карта глубин водоема, которая дает пусть и предварительную, а все-таки достоверную информацию. Это позволяет ощутимо сэкономить время на поиски и пристрелку. Просто на большой акватории даже с супер современным эхолотом трудно быстро сориентироваться, техника на высокой скорости перемещения не особенно эффективна, а на малом ходу передвигаться по просторам водохранилища в поисках бровки, всматриваясь в экран прибора, просто неразумно.
Случается нередко, что граница русла слабо выражена или вовсе представляет собой плавное изменение глубины, будто и не бровка это вовсе. Конечно, на таком пологом свале трудно встретить судака, так что бровка бровке рознь однозначно. Даже если русловой свал идентифицирован, его характер многообещающий, сей факт еще не повод заблаговременно открывать кукан и опускать того в воду. Проблема заключается в том, что по причине огромной протяженности русла клыкастый часто сильно по площади «размазан» и его очень непросто найти.
Как мне кажется, на русловой бровке рыба стоит некоторыми пятнами. То есть там, где бровка интересна для хищника, он и будет концентрироваться, в остальных местах мы можем рассчитывать разве что на единичные или случайные экземпляры. Наконец, в некоторые промежутки времени судак банально отсутствует на русле, значит, и бровка, вероятнее всего, окажется пустой. В этом смысле очень ценны наблюдения судачатников со стажем, которые многие годы рыбачат на каком-то конкретном участке водохранилища и обладают, пожалуй, самой достоверной статистикой поимок и сезонных перемещений местного хищника. Как быть, если мы не являемся гуру данного участка водохранилища, но очень хотим быть успешными и с уловом? Размышляя над данным вопросом, сформировал несколько практических тезисов, которыми регулярно пользуюсь и временами их совершенствую.
1. Облавливая очередной кусочек бровки, стараюсь не делать проводок по одной и той же траектории. Коли имеется голодный судак, он должен проявить себя сразу. Считаю, что правильнее потратить время на облов нового места, нежели подолгу «топтаться» на предыдущем.
2. Один из самых верных способов рационально расходовать время – заякориться на самой бровке или в паре метров от свала над глубиной. Так удобно облавливать перепад глубины вдоль, а еще при поклевке трофея, вываживая, не срезать шнур о ракушку.
3. Когда вообще признаков рыбы нет, я не облавливаю этот же участок с другой позиции. Понятное дело, смена вектора – дельная штука по судаку, но не сейчас, когда мы в активном поиске.
4. Чтобы не насторожить рыбу своим перемещением, прежде чем заякориться на соседней точке, стараюсь сделать небольшой крюк, зайдя к предполагаемой постановке обязательно со стороны глубины.
5. Когда русловой свал однотипный, не обстукиваю джигой подробно каждый метр. Что-то можно вполне пропустить. Скажем, если очередные несколько «якорей» результат не принесли, разумно включить эхолот и двигаться зигзагом пока на экране эхолота не появится что-то интересное (рельеф или даже рыба).
Неправильно полагать, что в летнюю жару результат рыбалки зависит только от нас. Будем реалистами, есть и другие факторы, что способны оказывать ключевое влияние на клев.
1. Подача воды. Даже на участках, где обычно течение отсутствует, когда начинает работать близлежащая ГЭС, вода двигается. Часто это наилучшее время для рыбалки, ведь судак начинает кормиться. Особенно эффективны первые часы после включения турбин, поэтому крайне неразумно в данный момент оказаться где-нибудь на длинном переходе или попивать чаек. Полезно разузнать, когда дают воду, и это учитывать в своих действиях.
2. Утренние часы. Давно известно, что жарким летним днем гораздо более перспективно ловить на утренней и вечерней зорьках. Впрочем, не все участки одинаково выигрышны в этот период дня, да и длительность возможного клева обычно небольшая. Утром и вечером самые высокие шансы застать активного судака на ракушечных косах и перспективных участках, максимально удаленных от ям. Днем же лучше ориентироваться на точки, где судак может одновременно чувствовать себя в безопасности и иметь шанс поймать добычу. Прежде всего, это глубинный коряжник и прирусловые участки.
3. Техподдержка. Пусть вода трижды теплая, но рыбачить в ненадежной «надувнушке» да еще и в одиночку – малорассудительно. А еще палящее солнце со всеми вытекающими… В принципе, если в «резинке» рыбачить на одном якоре возле берега, то и нормально, только вот заниматься поиском на большой воде – почти бесперспективно. Резюме: если хоть малейшая возможность имеется, лучше обзавестись надежным снаряжением и лодкой.
Коллеги, классных и запоминающихся Вам рыбалок как в теплое время, так и потом!