С приходом ноября осень все больше становится историей. Но еще рано зачехлять спиннинги (а лучше это и вовсе не делать), ведь ноябрьская рыбалка по хищнику вполне способна подарить не только удовольствие, но и результат. Чем индивидуален «ноябрьский спиннинг» и что сейчас может принести успех, будет рассмотрено дальше. Отмечу сразу, что в отличие от теплых месяцев, когда жизнь в подводном царстве проходила стремительно и ярко, а потому картина с клевом и предпочтениями хищника менялась относительно стремительно, в ноябре все резко «тормозится», стремясь к некоему равновесию. В связи с этим можно смело полагать, что в ближайшее время изменений будет все меньше и меньше.
Судак
Естественно, с ноябрьским похолоданием судак не стал излишне пассивным, хотя в данном месяце дней, когда этот хищник не клюет, предостаточно. Во многом причина бесклевья заключается в том, что с понижением температуры воды клыкастый становится просто более избирательным к приманкам и проводкам. Во всяком случае, на фоне октябрьского своего поведения, когда временами казалось, что хищник съест все, что только ему не предложи, сейчас рыбалка более интеллектуальная и трудовая. С этим лучше смириться заранее.
А еще многое в ловле ноябрьского судака зависит от выбора места ловли. Оно, в общем-то, и в другое время этого хищника непросто вычислить, в ноябре же еще сложнее. Принципиально перспективные судачьи участки в данную пору можно разделить на три группы: коряжник, русло и локальные аномалии рельефа.
Коряжник. Крепкие места почти всегда интересны судаку, и ноябрь – не исключение. Однако, как и в случае со щукой, очень часто в коряжнике стоят пассивные экземпляры, которые крайне неохотно ведутся на любые наши действия. Коряжник стоит все-таки облавливать, поскольку часто среди инертных рыб находится одна или несколько таких, которые клюют сразу и без раздумий. Таких судаков мы называем «дежурными», и часто вся рыболовная тактика строится на их поиске. Когда рыбачить приходиться в коряжнике, то это еще не значит, что применение офсетных монтажей строго обязательно. Если крепь не очень знакома или вы там рыбачите впервые, тогда, конечно, ставим «незацепляйку» – иначе распугать рыбу, зацепившись на первом же забросе, легко и просто. Но ежели в данном месте имеется возможность провести монтаж с открытым крючком и такой «коридор» нам известен, этим однозначно стоит воспользоваться. Просто спрятанное в тело приманки или прикрытое защитными усами жало крючка не позволяет быть уверенным в подсечке. Бывает, что «офсет» (даже правильный) количество реализованных судачьих поклевок сокращает вдвое, по сравнению с открытым монтажом. Это, безусловно, много, но в глухих корягах иных вариантов, кроме как применять «незацепляйки», нет.
Русло. Мы давно привыкли, что обычно судак занимает самые глубокие участки водоема. Среди таких русло наиболее очевидное, проще всего идентифицируемо и часто имеет отчетливые края, возле которых судак и стоит. Клыкастый и в теплое время, конечно, охотно выбирает глубины, но сейчас особенно. Отчетливое русло обычно есть как на реках, так и на закрытых водоемах. В обоих случаях его края (их называют «бровками») являются самыми перспективными для ловли. Приманку мы можем на бровку затягивать, стаскивать с нее или стараться вести вдоль свала. Часто в ноябре ловить приходится с берега, поэтому выбирать не приходится – делаем проводку так, как позволяют условия. Если же выбор есть, то пробовать нужно все доступные векторы проводки с приоритетом «с мели на глубину». Практика показывает, что судак на речном русле более сговорчив, чем его собрат на русле водохранилища, зато стаи речного клыкастого не такие многочисленные и перемещается хищник довольно активно. Так что проводками с разных углов есть шанс всегда спровоцировать на атаку не только привередливого клыкастого, но и подать приманку тому экземпляру, который ее еще ни разу не видел. А вот на русле (а точнее его бровке) закрытого водоема судак иной. Он здесь более статичный, привередлив, но, к счастью, заметно многочисленнее. Каким бы «сладким» и многообещающим место не казалось, нужно осознавать, что на русловой бровке в нашем распоряжении не так и много активных рыб. Чтобы успешно ловить, нужно много перемещаться.
Локальные аномалии рельефа. На водоемах, где судаковая популяция заметная, большинство локальных аномалий занято судаком. Наиболее перспективными можно считать ракушечные косы, пупки, пятна твердого грунта на фоне илистого дна, одинокие коряги и даже заиленная автомобильная шина может стать хорошим укрытием для хищника. Проверка локальных аномалий зачастую не требует особых премудростей, но обязательно следует осознавать: чем локальнее место, тем меньше «дежурных» рыб там будет. Обычно в нашем распоряжении одна-две поклевки в каждой точке, которые нельзя прозевать. В идеале, чем больше указанных мест мы знаем и в состоянии обловить, тем выше итоговый результат. Самыми перспективными аномалиями в ноябре отметим ракушечные косы с перепадом глубины в два и более метра. Что-то конкретное советовать по снастям нет смысла, поскольку зачастую вес джиги и тип приманки определяется банальной необходимостью добросить до нужного места и нормально провести джигу. Ноябрьский судак, кстати, нередко предпочитает агрессивные проводки.
Окунь
Если ноябрь теплый, мы вполне можем рассчитывать на окуневую активность и под конец осени. Безусловно, это не тот клев, о котором мы восхищенно говорили ранее, но полосатый ловился вполне сносно. Что на закрытых водоемах, что на реках в некотором роде окунь «уровнялся» своими повадкам и предпочтениями, став вялым и привередливым, но не отказывающимся съесть что-то лакомое.
Ноябрьских окуней можно разделить на две группы: прибрежные и русловые. Конечно, в определенные периоды некоторые экземпляры способны менять свой статус, но, в целом, такое разделение остается актуальным почти до весны.
Прибрежные окуни – обычно более мелкие экземпляры, занявшие небольшие омутки, тиховодья, камыш или коряжник возле самого берега. Таких рыб можно поймать буквально у самих ног, используя довольно легкие джиги, а в некоторых ситуациях и воблерки. Залогом успеха здесь является вертикальная составляющая проводки (практически ловля в отвес), длинные паузы, деликатная снасть и съедобная некрупная резина. Конечно же, щучий спиннинг и толстый (даже флюорокарбоновый) поводок не подойдут – здесь понадобятся чисто окуневые снасти. В качестве приманок ничего лучшего не придумано, чем небольшие силиконовые червяки или слаги из съедобной резины.
Русловые окуни – те экземпляры, которые стоят на некотором удалении от берега нередко по соседству со щукой или судаком. Совершенно логично, что размер таких окуней должен быть вполне приличным, чтобы в какой-то момент не оказаться в желудке более матерого соседа. Часто на русле или возле какой-нибудь донной аномалии попадаются настоящие «горбачи». И хоть ловить таких рыб логично довольно тяжелыми снастями (приличное расстояние от берега и порой течение), это вовсе не значит, что русловой окунь предпочитает приманки с агрессивной игрой. Среди приманок наиболее уместны те, которые позволяют до окуня добросить минимальным весом джиги. На реках это обычно активная резина, на закрытом водоеме – пассивная. Что конкретно сработает, каждый раз приходится решать на месте.
В целом, ноябрьский окунь пассивен и порой безразлично или даже цинично наблюдает за нашими потугами и стараниями. В прозрачной воде и поляриках это не сложно заметить. Обычно от уговоров таких рыб-«приверед» лучше отказаться, и поискать менее привередливые экземпляры, но иногда помогает небольшая хитрость. Если окунь есть, но не реагирует ни на что, его можно попытаться раздразнить. Небольшие минноу-суспендеры, как правило, подходят больше всего. Этим имеет особый смысл заниматься в тех ситуациях, когда стая состоит из приличных экземпляров, на которых стоит потратить свое время и, наверное, нервы. В противном случае разумнее поискать, где рыбка сговорчивее.
Пусть ноябрь всем нам принесет массу рыболовного позитива!