К счастью или даже к сожалению, но крупного окуня поймать совсем непросто в любую пору и в любом горизонте. Рыбы эти невероятно опытные, да и перемещаются уж слишком интенсивно, чтобы их можно было легко вычислить при помощи эхолота или иных современных приборов. Однако именно летом крупные окуни, как по мне, наиболее уязвимы, поскольку питают слабость к поверхностной охоте за мальком и ведут себя при этом нередко крайне неосторожно и даже безрассудно. Раз уж природа распорядилась, чтобы хищник так себя вел, глупо и нам, рыболовам, не воспользоваться шансом.
О поисковых хлопотах. По большому счету поиск летнего «горбача», охотящегося у поверхности, заключается, прежде всего в том, чтобы рыболов заметил стаю визуально. Дальнейшее – дело техники, умения и отчасти – везения. Первые помощники в поиске «жирующей» у поверхности стаи – собственные глаза и птицы (чайки обычно), которые очень часто являются лучшим индикатором наличия окуня. Без сомнения, есть моменты, когда поверхность воды спокойная, рыба себя никак не выдает, а чаек и вовсе нет в данной местности. При этом окунь возле поверхности стоит и довольно активен.
Если рыбачу на водохранилище или большом пруду, ориентируюсь первым делом на участки с какой-либо аномалией дна. С одной стороны, окуневый «бой» не особенно привязан к донному рельефу, но с другой – окуневая стая все-таки придерживается каких-то интересных участков, где рыбе комфортно и безопасно. Добрую службу послужит эхолот. С помощью этого прибора можно разглядеть не только перспективный перепад глубины или коряжник, но так же и малька, вблизи которого, можно не сомневаться, займет позицию и окунь. Повторюсь: для успешной ловли окуня с поверхности не обязательно, чтобы тот «булькал» и «чавкал» у всех на виду. Все это может происходить и без видимых глазу признаков. На большой воде весьма распространённое место встречи с активным крупным окунем – граница травянистых зарослей и русловой части водоема с чистым дном. Здесь и в холодную пору обитает «горбач», но только возле дна. Сейчас же «полосатый» вовсю крушит малька в толще или у самой поверхности.
Если говорить о водоемах с меньшим зеркалом, то, пожалуй, наибольшие перспективы для успешной рыбалки открываются на реках. С одной стороны, можно быть почти уверенным, что на любом участке реки «горбач» есть, а с другой – рыбу здесь проще вычислить. На реках таких массовых окуневых «котлов», как на водохранилищах, мне встречать не доводилось, а между тем даже в случае локальной (единичной) возни, замеченной у поверхности, можно вполне ожидать несколько поклевок матерых окуней. Могу довольно уверенно сказать, что наиболее стабильно работают тенистые места, расположенные под кроной разлогого дерева; прибрежные участки с почти что отвесным обрывистым берегом и дном в виде «карниза»; завалы из деревьев и старых коряг, находящиеся на средней и даже большой глубине. Все эти участки однозначно интересны для окуня и в иную пору, однако летом их перспективность максимальная. Поиск поверхностного окуня можно смело начинать и там, где речные струи «смыкаются» друг с другом, образуя участки с обратным течением или даже микро водовороты. Даже в незначительных «бурлилках» малек способен терять ориентацию и выглядеть в глазах хищника совсем уж беспомощной добычей. На быстрине, кроме окуня, всегда есть немалый шанс встретить жереха и голавля, а если повезет, то и щуку. Такой прилов едва ли кому покажется безынтересным.
На больших реках с широкой и глубокой русловой долиной отличный результат иной раз демонстрировали места, где у дна располагалась песчаная или ракушечная коса, а так же любая другая возвышенность, привлекательная для рыбы. Что интересно, часто поклевки крупных окуней следовали исключительно у поверхности или в метре от нее, тогда как у дна попадались экземпляры заметно мельче. Вообще, если эхолот «рисует» что-то неординарное у дна, а явной окуневой активности у поверхности не наблюдается, я частенько решаюсь проверить такую аномалию парой-тройкой забросов. Если нет ветра, а течение слабое, во время поиска якорем не пользуюсь.
О правильности позиции. О чудо! На горизонте замаячили птицы, то и дело пикирующие к воде и что-то из нее выхватывающие. Поверхность водоема, вдруг, начала вскипать и пузыриться, будто у дна кто-то включил гигантский кипятильник. Без лишних скромностей и промедлений спешим туда. Естественно, неудачная позиция рыболова относительно стаи способна запросто перечеркнуть любые старания и насторожить даже самых азартных рыб, которые, кажется, потеряли рассудок и нынче совершенно беспечны. Правильная позиция, в моем понимании, означает комфорт при ловле для рыболова и более-менее заметное расстояние, с которого хищник не так пугается. За поверхностным окунем в большинстве своем отправляются рыбачить с лодки, что, на мой взгляд, совершенно правильно и логично, а в некоторых ситуациях – и единственно возможно. Но даже если это береговая рыбалка, принципы остаются такими же: быть неподалеку от стаи, но не стоять прямо на ней.
Если в цифрах что-то порекомендовать, то склоняюсь к мысли, что оптимальное расстояние, с которого «жирующего» окуня эффективнее всего ловить, составляет порядка двадцати метров. Примерно на таком удалении от края окуневого «боя» я и опускаю по возможности якорь. Безусловно, мчась на всех парах к месту окуневого пиршества, которое, кстати, не продолжается вечно, двигатель стоит заглушить заранее. Идеальный вариант, когда к месту якорения лодка подходит по инерции, практически уже не создавая волны. Чтобы такой бесхитростный фокус организовать, следует заблаговременно перейти из глиссирующего в водоизмещающий режим. Я делаю это где-то за сотню метров до «котла». Лучше потерять полминуты времени и половить 15 минут, нежели заякориться чуть раньше, но стаю безвозвратно потерять. В некоторых ситуациях (штиль и нет течения) якорь можно за борт и не опускать, однако в большинстве своем это стоит сделать хотя бы потому, что в азарте ловли мы наверняка не заметим, что подошли к окуню слишком близко и часть «горбачей» нас уже увидела и насторожилась. Даже когда плавсредство снесло от места окуневого пиршества, чтобы занять прежнюю позицию, придется снова греметь веслами или запускать двигатель. Естественно, это не поспособствует успеху дела.
В эпицентре событий. Поиск и прочие предварительные хлопоты позади, перед нами окуневая стая крупного и беспечного окуня, набивающая брюхо мальком-бедолагой. Верится, окажутся непременно уместными к окуневому столу и наши приманки. Но прежде стоит побеспокоиться о том, чтобы ее не сразу заметили все рыбы из стаи. Больше одного окуня за один раз мы все равно не поймаем (редко на воблер садится два), а вот насторожить хищника постоянным мельтешением приманки перед глазами и особенно – бурным вываживанием, довольно просто. Я почти уверен, что окуневый «котел» разумнее всего облавливать с периферии, постепенно приближаясь к его «эпицентру». Зачастую довольно быстро граница окуневого «котла» смещается в сторону (обычно от рыболова) или радиус «кипящей» воды стремительно сокращается. Наиболее удачный горизонт ловли – примерно метр от поверхности. Это справедливо даже в том случае, когда хищник массово «чавкает» и «булькает», что даже в очках-поляриках видны окуневые растопыренные плавники. Многие (и я в том числе) считают, что у поверхности плещутся самые агрессивные и зачастую не самые крупные экземпляры, по-настоящему же солидным рыбам свойственна некоторая выдержка и более глубокий горизонт охоты.
В виду того, что окуневый «котел» порой напоминает хаос, что-то конкретное и слишком изысканное в плане проводки, я бы не рекомендовал. Множество раз пробовал, однако чаще всего эффект получался даже обратным – окунь промахивался, хуже засекался, а то и вовсе игнорировал мои приманки. Безусловно, проводку определит конкретный тип используемой приманки, однако в целом общие черты уловистой анимации следующие: плавность, размеренность, паузы и предсказуемость траектории движения. Считаю силикон, крэнки, минноу и попперы наиболее удачными приманками для ловли летнего «горбача», охотящегося у поверхности.
1. Силикон. При ловле донного окуня джиг самый популярный и уловистый. Это, пожалуй, бесспорный факт. Работает данная техника, конечно, и у поверхности. Преимущество силикона, на мой взгляд, заключается в том, что он самый беспроигрышный и стабильный, по сравнению с другими типами приманок. Много раз попадал в ситуации, когда неудачные (по мнению окуня) воблеры или блесны хищник совершенно игнорировал, тогда как на джиг ловился исправно. Выделил бы виброхвосты и слаги. Для обоих вариантов почти всегда практикую шарнирное соединение крючка с груз-головкой. Так удается обеспечить и больше свободы при движении приманки, и монтаж применить довольно легкий (обычно 4-6 г). Если говорить о размере приманки для крупного окуня, то склоняюсь в основном к трехдюймовым моделям. Что для слагов, что для виброхвостов практикую плавную волнообразную проводку в приповерхностном горизонте без резких движений и ускорения темпа. Такой себе аналог плавной «ступеньки» получается.
Из числа слагов отметил бы Bait Breath Fish Tail Ringer, Fish Tail Shad и Fish Tail. Среди виброхвостов своими «фаворитами» считаю Intech Slim Shad, Noike Ninja, Sawamura One Up Shad, Bait Breath T.T. Shad.
2. Крэнки…