Плотва, окунь, ерши, стартовые ракеты, взвешивания, границы зон, медальки… Всего этого было достаточно нынешней зимой. А вот половить подлещика и тем более леща даже и не пытался. Этот пробел и решил я как-то восполнить, выделив среди недели денек. Пусть уже и по последнему льду, но по льду. Тот, такое впечатление, остался лишь в Харьковской области, ибо коллеги из других областей давно упаковали зимние ящики и ледобуры. Называю лед «последним», имея в виду, что он совсем скоро растает.
Отправился рыбачить на Муромское водохранилище. Это один из немногих водоемов, который примыкает к «моей» стороне Харькова, следовательно, не придется ехать через городские светофоры и пробки. Неприятная бетонка… На месте.
Как это и давно практикую, выбрал место в стороне от скопления рыболовов, но примерно на том участке, где предположительно бродит лещ. По виду льда, а точнее того, что оставили на нем (камыш, кульки, бутылки, остатки каш, сухарей и мотыля) рыбу здесь кормят регулярно. Не сомневаюсь, что под некоторыми «огородами» собрана целая свалка из пузырящейся и закисшей каши и прочего. Мне точно не сюда.
Свободное от внешних ориентиров и мусора место, наконец, найдено. По лодочно-спиннинговым рыбалкам знаю, что здесь примерно такая же глубина, что и неподалеку. Верю, никакого подвоха нет, и рыболовы этот участок льда проигнорировали случайно. Посмотрел глубину – около пяти метров. Со стороны берега на 40 см глубже. Годится. Возле этой минибровки и бурюсь.
В период «последнего льда» выдумывать что-то модернистское не видел никакого смысла. Действую по обычной схеме: набурил и накормил. Из сыпучки с собой прихватил все то, что было ранее презентовано на соревнованиях. Сыплю это добро в лунки вместе с мотылем довольно щедро. Выдающимся лещатником не нужно быть, чтобы знать: с кормом (особенно мотылем) жадничать не стоит. Известно и то, что подход леща на свежеприкормленные лунки – штука маловероятная. Крупные рыбы, если и попадаются, то на давно и правильно кормленных «огородах». Мне такой вариант рыбалки организовать едва ли представлялось возможным – не ловлю я на одном месте.
Первый час, если не ошибаюсь, кивок даже и не дернулся – куда уж там ждать, чтобы распрямился. Но к этому я был готов. Настораживало же то, что даже завсегдатая Муромки стояли «руки в боки», обсуждая, почему лещ «молчит». Для себя выяснил позже, что стандартная методика охоты за здешним лещом заключалась в большом количестве удочек (5-8 штук) и в наблюдении за ними с командного поста (ящика, стула и т.д.).
Даже некрупный подлещик долго держал во рту пучок мотыля с мормышкой, так что можно было успеть подбежать и подсечь. Как на жерлицах иногда получалось.
Мои действия заключались в последовательном облове закормленных лунок одной удочкой. Ущербность такой вариации лещовой рыбалки проявилась и в том, что подошедшие «обилечиватели» (рыбалка на Муромке платная – 30 грн, вроде) лишь заглянули, что я делаю на коленках за ящиком и где десяток удочек, на которые должен ловить нормальный лещатник. Честно ответил, что пока не клюет, а удочка всего одна – она в руках. На том беседа и завершилась. Развернулись и ушли. А то, что это была процедура «обилечивания» я понял, когда те двое меняли гривны на квитанции у ближайших рыболовов. Ко мне за деньгами никто почему-то не возвращался. Вот теперь и думай:
уважает или наоборот – плюет на спортивный подход обычный народ?
В какой-то момент, пошевелив мормышкой у дна, я ее остановил – через пять секунд кивок пополз вверх и выпрямился. Что-то между «лаврушкой» и подлещиком (ближе к первому) после недолгой борьбы затрепыхалось на льду. В следующих двух лунках еще по хвосту. По всей видимости, рыба начала подходить на корм. В знак одобрения бросил в каждую из лунок мотыля. На втором проходе базы отозвались пять из шести лунок. В одной был даже «пулемет» из 4-ех штук. Лунки, где было несколько мельче, выдавали рыбу охотнее. Со стороны же глубины клевало хуже, но экземпляры «влетали» несколько крупнее. Пока мой ласкиревый рекорд не превышал 300 гр (и то, если с оптимизмом).
В целом, рыба довольно вяло реагировала на мотыля и мормышку, что проявлялось в куче подергунчиков и, естественно, в не лучшей реализацией поклевок. Во всяком случае, так было поначалу. Потом ласкири уже увереннее стали себя вести. Первые час-полтора с момента «оживления» рыбалки отвечал лишь горизонт в 5-ти см ото дна. Опустил мормышку на дно, приподнял ее, немного пошевелил, снова на дно, удерживаю неподвижно над ним – распрямляйся кивок. Подсечка, приятная тяжесть и аккуратный подъем наверх…
Поклевки у дна были довольно инертными и «прошенными», а вот когда в районе обеда лещи (размером, правда, не превышающие 350 гр) «проснулись», то клевать стали и в 20-ти, и в 40-а см над дном. Происходило это исключительно при подъеме мормышки – опускание «аля плотва» не работало абсолютно. «Верхние» поклевки отличались приличной агрессией, реализация получалась отменная, да и вываживать рыбу оказывалось приятно. Даже рыбешки по 200 гр, начиная с самого придонного горизонта, нарезали большие круги, то и дело заставляя стравливать леску.
Сегодня я ловил на мормышку 2,65 мм (белую). Леску же использовал для себя совершенно новую – YGK Cherum Ambercord SG диаметром 0,074 мм, с которой ранее знаком не был. Поставить Cherum Ambercord буквально судьба подсказала. На двух последних плотвиных рыбалках другая 0,074 мм закончилась, и осталась пустая удочка с надписью «0,074». Буквально через несколько дней мне «на халяву» досталась Ambercord в этом же диаметре, плюс для нынешней рыбалки именно 0,074 мм выглядели оптимальными. В моих глазах, 0,08 мм уже давно грубая, а 0,065 мм, прояви себя лещ, явно хлипковата.
Отловил я с Cherum Ambercord всю рыбалку, и даже в мыслях не появилось что-то изменить. Обрывов не случилось ни одного, хотя порой подлещики (пара была под 400 гр) уходили в лунку очень и очень резво (весна на улице ведь). Cherum Ambercord несколько жестче, чем привычные мне лески, но в этом же и плюс – меньше путается. Отмечаю высокую устойчивость к «поросячим хвостикам». Те, конечно, можно при желании «накрутить», но с Ambercord это сложнее. По настоящему импонирует прочность, особенно на узлах. Решив посреди рыбалки мормышку перевязать (всегда так делаю), был удивлен усилию, которое пришлось приложить, чтобы мормышку оторвать. Узел выглядел, как новый. А еще, уже собираясь домой, я заметил, что посреди рабочего участка есть узел. Не знаю, сколько по времени, но с этим узлом я вываживал, как ни в чем ни бывало, не самых мелких рыбешек. Повторюсь: ноль обрывов за рыбалку.
Таким образом, «нащупав» нити и подход к местным представителям подлещового семейства, я планомерно доставал по одной-две рыбы с лунки. Клевало так себе, но клевало. Постоянно подбрасывал мотыля и сыпал прикормку сверху. Действовал, в общем, по-плотвиному сценарию. А когда рыбалка превысила условный порог монотонности и обыденности, стал собираться в обратный путь.
Встретил товарища. Тот поведал, что сегодня с лещом не заладилось даже у тех, кто кормит давно и почти каждый день. А вообще, шансы есть.
И «килушные» рыбешки здесь не редкость. Влетают и крупнее.
Как-то у меня интересно складывается (последние лет 5-6, наверное), что на Муромку я попадаю ровно раз за зиму. В этом году на дежурстве так же побывал. Галочка будет. Едва успел – лед уже от берега стал отходить. Похоже, что пора паковать зимние снасти до следующего сезона. Жаль? Конечно.
Надеюсь, жалость и ностальгия быстро разобьются о яркие спиннинговые рыбалки!
Всем побед, здоровья и рыбацкого настроя!
Рубрика: Звіти про рибалку