Довольно-таки быстро прошло время весеннего паводка, успешно состоялся нерест большинства хищных рыб, а вода установилась практически на своем летнем уровне. Природа сплошь и рядом налилась ярко-зелёными красками благоухания и тепла. Май-месяц на улице. Кажется, сейчас, наконец, наступило постоянство, и можно приступать к неторопливой и вдумчивой охоте за щукой, окунем и судаком. Так нет же – в подводном царстве намечен очередной перелом. Как правило, на май и попадает момент серьезной перестройки у рыб, и кто это успевает уловить и раскрыть, имеет огромный потенциал.
Давно пришло понимание того, что осознанная ловля с пониманием происходящего (хоть в какой-то степени) способна дать куда больший результат, чем рыбалка наобум. Особенно это относится к щуке, которая, на мой взгляд, явно меняет свое поведение с весеннего на летнее.
Отнерестившаяся и уже отчасти набравшая форму щука в мае часто довольно активна. Вода не особенно перегрета, кислородный режим отличный, а водоросли, хоть и служат уже вполне надежным местом для засады, а все же для рыболова не выглядят непреодолимой преградой. Отнерестившись на мелководьях, щука там остается какое-то время и дальше. Если спиннингисту удается застать зубастую в период клева, эту пору мы называем «посленерестовым клевом». Основным местом обитания щуки в этот период во многом остаются заливы, а так же их границы с основным руслом. Однако чем больше времени проходит с момента активизации щучьего клева, тем больше хищница тяготеет к участкам с течением и тем местам, где на дне буйствует молодая растительность.
Если говорить о реках, то лучшими я бы отметил участки с глубинами порядка двух метров, молодой растительностью у дна и заметным течением. Нынче здесь как джиг-ловля, так и воблеры очень даже уместны. Этим стоит воспользоваться, ведь уже в начале июня ковер водорослей заметно усложнит задачу выманивания щуки из своего логово. Очень перспективны для рыбалки неглубокие участки с затопленными кустами и прочими преградами, привлекающими мелочь. За мелкой рыбой подтягивается и щука. Граница глубины и мелководий послужит лучшим местом для ловли.
Если говорить о водоемах без течения, то вариантов щучьего местонахождения заметно меньше. Нерестится хищница в прудах, озерах и водохранилищах, конечно, тоже на мелководных участках. Но после того, как по завершению икромета хищница приходит в себя, одна часть щучьего поголовья (русловые щуки) уходит на более глубокие участки, и уже там караулит свою добычу, а другая (щуки-«травянки») – занимает район прибрежных поросших травой мелководий. Во всяком случае, так внешне представляется картина происходящего.
Переход из весны в лето, безусловно, зависит от погоды, но, как правило, вполне соответствует календарю. То есть со второй половины мая переходные процессы в щучьем поведении по-настоящему набирают силу. Если внимательно проанализировать рыбалки в эту пору (например, пролистать рыболовный дневник), нетрудно определить, когда реально наступило лето в щучьем сознании, а когда еще – весна.
Изменения проявляются и в смене щучьих приманок-фаворитов. Если глобально смотреть на вещи, то силикон, и в частности, джиг-ловля, с приближением лета все больше утрачивают свои позиции. Их место на арене занимают воблеры (прежде всего, минноу и крэнки), а так же блесны («колебалки» первым делом).
Чтобы вовремя отреагировать на изменение ситуации, к переменам не только следует быть готовым, но и знать, когда же они начнутся. Окончание весны по календарю – хоть и немаловажный показатель, а все же не единственный, к тому же и не самый надежный, если быть откровенным. Время щучьего перехода запросто может сдвинуться на пару недель. Осознавая важность идентификации изменений еще до того, как они произойдут, я сформировал следующий список «внешних» наблюдений-предпосылок, которые предшествуют переходу щуки из весны в лето и визуально рыболову заметны.
1. После довольно отчетливого периода клева активность щуки пошла на убыль, и уже как неделю хищница весьма вяло реагирует на наши приманки и ухищрения.
2. Подводная растительность хоть и далека от своего летнего состояния, но уже местами подходит к поверхности, стебли крепкие и вполне развитые.
3. После весеннего помутнения воды прозрачность ее вновь напоминает привычную для лета картину. На метровой глубине вполне можно разглядеть все происходящее у дна.
4. Замедлилось течение, водоем окончательно отошел от весеннего половодья, уровень стабилизировался, берега подсохли, и по ним можно комфортно ходить без сапог.
5. Довольно тяжело отследить, каких конкретно характерных участков придерживается щука. Ее можно поймать и на русле, и в заливе, и возле берега. Прослеживается явное непостоянство в местах обитания. Например, вчера клев был возле края водорослей, а сегодня – на бровках.
6. Возле берега массово можно наблюдать стаи довольно крупной уклейки, плотвичек и красноперки. Температура воды составляет около 20 градусов.
7. Возле стай мелочи или же у какой-то коряги видны небольшие щурята, находящиеся в толще воды, но совершенно не реагирующие ни на живую добычу, ни тем более на наши приманки.
8. Личинки стрекоз и майские жуки полностью ушли из весенней арены. Безусловно, насекомые в щучьем рационе питания роль играют скромную, но косвенно, через кормовую рыбу все это накладывает немалый отпечаток.
9. Не удается найти локальные скопления щук. С одной точки трудно заработать две и более поклевки. Хищница плохо реагирует на всякие тонкости с проводками, и если клюет, то обычно с первых забросов. Доловить клюнувшую, но не засекшуюся рыбу, очень сложно.
10. Клев щуки периодичный и кратковременный. Четко прослеживаются утренние и вечерние пики активности. И это существенный контраст на фоне достаточно продолжительного и равномерного клева, который наблюдался еще недавно.
Если многое из сказанного Вы увидели, переходите на летний манер спиннингования. Какой он? Будут силы и вдохновения, даст Бог, скоро рассмотрим!