Зимний спиннинг – штука классная, занятная и весьма результативная, но это особый вид ловли, который актуален довольно короткое время. То ли дело спиннинг весенний! Он уже более традиционен и какой-то более массовый что ли, часто ориентирован на щуку, хотя и судак с окунем, бывает, выдают внушительную фору. Гуманно ли охотиться за рыбами, пребывающими на стадии нереста? Считаю, что рыбалка уместна всегда, если это не запрещено законом и правилами. С одной стороны, поймав и тут же отпустив ту же щуку, вреда экосистеме едва ли нанесешь. С другой стороны, там, где есть правильные рыболовы, браконьеров заметно меньше. С третьей – щука, занятая непосредственно икрометом, вряд ли обратит внимание на нашу приманку, так что тут мы почти застрахованы.
В начале весны поиск рыбы часто занимает ключевую долю рыболовного успеха. Часто учуяв первое тепло и близкое время икромета, щука включает свои инстинкты по полной. Это и желание пополнить запас энергии, и поиск мелководий с камышом или водорослями для нереста. Никуда не девается инстинкт самосохранения, все ярче проявляются другие привычные особенности поведения. Это уже не зимнее ледяное безмолвие, сейчас хищник зашевелился, он перемещается и пребывает в поисках. Короче, придется потрудиться.
Поиск щуки на большой воде и на маленькой речушке – очень разнящиеся вещи, хотя если внимательно присмотреться, тенденции и повадки одинаковые. Отличаются лишь масштабы да размах. Далее скомпоновал свои наблюдения с ранневесенних спиннинговых рыбалок и вывел список наиболее сработавших у меня мест.
1. Русловая часть реки, соединяющая большую яму или обширные глубины с мелководьями и заливами, где возможен икромет у щуки. Очевидно, после зимовки щука с глубины устремляется к более прогретым мелякам. И русло, вероятнее всего, будет той тропой, что соединит зимние и весенние стоянки.
2. Тиховодные участки вблизи русла, на которых периодически задерживаются стаи плотвы, подлещика и прочей бели. В виду часто совсем не близкого расположения зимовальных ям от нерестилищ, а еще по причине иссякшего запаса энергии у щуки, последняя неизбежно останавливается (и не раз) на пути своего следования к цели. Участок с тихой водой и кормовой рыбой – идеальное место для щучьего привала.
3. Граница между потоками мутной воды и относительно просветлевшими участками без течения. Зачастую таяние льда сопровождается и заметным повышением мути. Не лучшая это, конечно, предпосылка для успешной рыбалки, но если правильно расставить акценты… В общем, место зачетное. На границе течения и более устоявшихся тиховодий скапливается корм, «крутится» мелкая рыба, да и находиться хищнику комфортнее.
4. Место впадения в основную реку ручьев, маленьких речек, каналов и других водных артерий, которые несут талую воду. Большинство таких впадающих водоемчиков являются прекрасным местом для предстоящего нереста не только щуки, но и мирной рыбы. Безусловно, об этом хищница знает и с удовольствием заходит в такие ответвления. Исключение: втекающая вода грязная и с вредными веществами.
5. Заросли прибрежного камыша с глубиной хотя бы метр-полтора. Особенно на небольших реках часто щука всю зиму прекрасно обходится без зимовальной ямы, находя себе покой, уют и еду в плотной стене камыша. Нечему удивляться, что и с приходом настоящей весны такие супер участки остаются обитаемыми. Здесь имеет смысл попытать удачи всегда.
6. Места с переменным рельефом. Это границы ям, русловые бровки, выходы на мель и другие перепады, где осенью и зимой регулярно встречалась щука. И хоть весной все, как известно, по-другому, практика подсказывает, что классные точки остаются такими фактически круглый год. Причина, думаю, в том, что бровка, коса или бугор создают некий «затишок» у дна, где хищнику комфортно находиться в засаде и все контролировать.
7. Участки водоема с более прозрачной водой, чем в округе, расположенные возле ямы или другого углубления. Уже было сказано, что при наличии более-менее четкой границы между русловым мутняком и просветлевшим тиховодьем второе явно перспективнее для ловли. Но если такое тиховодье расположено вблизи ямы, которая зимой была обитаемой, все еще интереснее. По условиям для щуки здесь имеется все – и нерестилище, и кормовая база, и возможность укрыться в случае опасности на глубине.
8. Заливы, заводи, затоны, в разной мере соединяющиеся с большой водой. Даже начинающий щукарь знает, что в заливе ранней весной шансы поймать щуку едва ли не максимальные. И если в иную пору, скорее всего, в заливе окажется разве что «травянка», то ранней весной сюда регулярно наведываются настоящие монстры. Обычно чем дальше от соединения с большой водой расположен залив, тем позже там начинается клев, а вот в близлежащих к руслу тиховодьях все может получиться уже в марте. Лишь бы льда не было.
9. Препятствия природного (упавшее древо, завал бревен, бугор, поворот русла) либо искусственного происхождения (элементы гидросооружений, опоры старых мостов, насыпи), которые образуют тиховодья на фоне достаточно ощутимого течения. Естественно, любое спокойное место с возможностью для рыбы отдохнуть во время непростого пути к нерестилищу сейчас востребовано. И конечно, в таких опочивальнях скапливается корм, а рыба чувствует себя уверенней и безопасней.
10. Неглубокие и хорошо прогреваемые солнечными лучами речные участки с остатками прошлогодних водорослей и слабым током воды. Летом мы бы их назвали «поливом». Подобные места можно рассматривать, как что-то промежуточное между заливом и руслом. Трудно сказать, может ли здесь продолжить род щука, но остановиться ранней весной для передышки и перекуса – запросто.
Джиг
Мои ранневесенние выезды за щукой принципиально проходят по двум отличающимся темам. Выбор одной из них определяется конкретными местами, предполагая свои приманки и технику ловли. Что интересно, практически не играет роли, нахожусь ли я на большой реке или на скромной речушке, с лодки рыбачу или брожу по берегу. Закономерности одни и те же.
Наверное основной (и не только для меня) является джиг-ловля. В отличие от других времен года, джиг ранней весной еще более многогранен и интересен, ибо нынешнее место нахождение щуки может быть самым разным, да и капризов у зубастой часто целая вереница. Очевидно, что джиг-ловля выступит ключевой темой на русловых бровках, где глубины превышают 6-7 метров. Для больших рек это совсем не редкость и воблеры на таких глубинах мало чем пригодятся. Весной русловая часть реки, бывает, дарит очень результативную рыбалку. Да и экземпляры здесь встречаются самые достойные. Обычно русло актуально для облова в те моменты, когда лед сошел, но вода еще не помутнела и уровень ее остался на зимней отметке. Скорее всего, щука только готовится к нересту, двигается и покамест кормится. Одним словом, отправляясь на основное течение реки, глупо джиг оставлять дома.
Особенность джиг-ловли на русле и его бровках, как по мне, в том заключается, что нам придется использовать среднего размера приманки на легких (относительно условий прменения) огрузках. При этом важно добиться того, чтобы монтаж находился все время в придонном горизонте и быстро туда опускался. Если течение не слишком стремительное, то с грузами 8-12 г и силиконками порядка трех дюймов вполне можно обеспечить правильную подачу. Если же ток воды заметен, да плюс глубина значимая (от 5-6 метров), то часто и 20-25 г не спасают.
В последние несколько сезонов я по-настоящему понял важность применения тонких шнуров при ловле на течении и их огромный вклад в скорость погружения монтажа. Так, нередко бывает, что шнур #1.0 едва заглубляет 25 г, тогда как на шнуре #0.6 даже 16 г с той же приманкой уверенно «пробивают» толщу. На деле даже лайтовой, на первый взгляд, «плетенки» #0.6 достаточно для борьбы с трофейной щукой. Если не получается легкими джигами и тонкими шнурами «пробить» течение, выполняю проводки по течению или под некоторым углом к нему. Часто это есть неплохой вариант доставить легкий монтаж ко дну и заработать поклевку.
В моем понимании, наиболее удачной джиговой проводкой при прочих равных является все та же «ступенька», но с максимально длинным зависанием монтажа над дном (3-4 секунды). Ранняя весна – не то время, когда щука проворна и готова к дальним броскам. Наоборот, даже в случае знатного голода и немалого желания подкрепиться, зубастая предпочтет ту добычу, что будет вялая и неповоротливая. В общем, плавность – превыше всего.
А вот джигуя на неглубоких акваториях (здесь ведь тоже не одними воблерами обходятся) применяю максимально легкий комплект снастей и соответствующие монтажи. Где нет течения, а глубина до двух метров, огрузку использую обычно не больше шести граммов, порой еще меньше. В случае ставки на прибрежные участки, могу и вовсе вооружиться «ушастиками» 2-4 г с приманками 2-3”. На таких весах, кстати, уже необязательно «выстукивать ступеньки». Порой достаточно плавной «волны» в придонном слое, чтобы щука заметила и отреагировала.
Окончание следует…