Вопреки установившемуся мнению, что практически вся щука, начиная с ноября, придерживается одних и тех же зимовальных мест, на практике наблюдается ряд случаев, когда все иначе. Причин тому может быть множество, одна из которых – смещение стай кормовой рыбы, изменение уровня воды или же банальный браконьерский беспредел. Впрочем, мне приходилось констатировать заметные миграции рыбы и тогда, когда явных предпосылок такому поведению вроде бы не наблюдалось. Наконец, есть водоемы или их участки, где рыбе совершенно «не сидится» на одном месте даже зимой.
Совсем не утверждаю, что следует отойти от привычных канонов предзимне-зимнего спиннинга, и отказаться от ловли вблизи ям и других углублений, где на зимовку собирается рыба. Впрочем, упрямо придерживаться старых истин и правил, я бы тоже не стал – не с одними лишь ямами на уме стоит рыбачить. Несомненно, с сабанеевских времен рыба стала на порядок умнее. Надобно и нам мыслить более «продвинуто». Как раз на реках особенно заметны миграции щуки. Эта хищница не особо опасается быть съеденной, а потому в стремлении постоянно быть вблизи корма, чтобы поддерживать свои форму и габариты, не брезгует переходами на новые участки. Поскольку такие миграции (что кормовой рыбы, что хищника) едва ли бывают масштабными, какого-то особого дисбаланса в поведении подводных обитателей и даже в мыслях рыболова не наблюдается. Да, и к странствиям предрасположена только часть экземпляров.
В общем, не стоит ждать и слепо верить в то, что щука всю зиму будет стоять, как вкопанная, на одном и том же месте. Тех экземпляров, которые склонны к перемещениям (не важно, по какой причине), я называю «странствующими». Таких можно и нужно ловить. Более того, рыба, которая находится в движении, как правило, гораздо более склонна к поклевке, нежели та, что дремлет в пиявках где-нибудь у дна.
Кому-то может показаться, что поимка странствующей щуки носит случайный характер, и успех зависит исключительно от удачи. Отчасти это так, но тщательно проанализировав все события, связанные с поимками мной или товарищами в нетипичных местах хищниц поздней осенью и в начале зимы, я пришел к некоторым выводам, о которых дальше.
Вообще, прежде чем посвятить время охоте за странствующими крупными щуками, неплохо бы понимать, есть ли таковые на данном участке и склонна ли, вообще, хищница сейчас и здесь к перемещениям. Надежных критериев нет (даже с аквалангом и ластами не так просто определить это), но по косвенным признакам кое-что предположить все же можно.
Итак, особенно велики шансы того, что щука склонна к перемещениям в следующих ситуациях:
– река имеет небольшую ширину (до полусотни метров), но вполне заметное течение;
– в наличии довольно много перспективных щучьих мест с приличной глубиной и разнообразным рельефом;
– дно имеет корытоообразную форму без резких перепадов глубины и каких-либо донных аномалий, где бы рыба могла концентрироваться;
– береговая линия представляет собой густые камышовые заросли, к которым довольно близко подступает русло;
– львиную долю водоема занимают травянистые мелководья, где летом в траве регулярно ловилась щука.
Понимать, что часть щуки склонна к перемещениям – лишь часть дела. Что дальше? Конкретный рецепт, как добиться результата в такой рыбалке, мне не ведом, однако поделиться отдельными моментами готов. Представлю перечень того, что мне способствовало успеху при ловле странствующей щуки.
1. Места, где шансы встретить странствующую щуку довольно высокие, по-прежнему располагаются неподалеку углублений и зимовальных ям. Щука хоть и странствующая, а все-таки поведение ее не настолько кардинально разнится от того, что характерно для оседлых экземпляров. Поклевка вполне может случиться и на ровном дне, куда крупная щука регулярно выходит поохотиться. Практика подледной ловли на реках показывает, что даже зимой участки с течением и небольшой глубиной, несмотря на внешнюю бесперспективность, часто посещаются голавлем, плотвой, лещом и даже окунем, так что хищнику здесь есть, что искать.
2. Приманку лучше выбирать из разряда заметных. В холодную пору уместнее как раз приглушенные окрасы приманок и не слишком агрессивная их игра, однако с прицелом на странствующую щуку, приходится отходить от этого. Несмотря на хорошее зрение зубастой и прозрачность воды поздней осенью, лучше заметность приманки усилить дополнительно. Есть хороший шанс, что странствующая щука окажется активной и простит некоторое несоответствие приманки окружающим условиям. Иногда выстреливают «шумящие» модели, но, мне кажется, обычного виброхвоста с активно работающим хвостом вполне достаточно, чтобы щука увидела и отреагировала.
3. Если речь идет о неглубоких участках, даже поздней осенью вполне уместны воблеры. Не сложно подобрать такую модель, которая будет двигаться над самым дном или корягами, при этом оставаться весьма интересной хищнику. Воблер должен, как по мне, быть весьма габаритным (если минноу, то не менее 110 мм), но играть вяло и размеренно. При всем своем возможном голоде и азарте у щуки, практика показывает, что в ледяной воде слишком резкие движения приманки ни к чему хорошему не приводят.
4. Следует понимать, что странствующих щук немного, однако их аппетит и азарт к охоте вполне способны обеспечить яркую рыбалку и хороший клев. Иногда лучше презентовать приманку одной активной странствующей щуке, чем десятку вялых хищниц, дремлющих в глубине и, кажется, безразличных ко всему происходящему. В связи со сказанным не правильно (во всяком случае, меня это к результату не приводило) хоть сколько-нибудь тщательно облавливать местность, если мы все-таки нацелились на странствующих щук. Куда больший эффект в данном случае приносит тактика активного поиска, хоть как бы контрастно такие действия не выглядели поздней осенью. В любом случае проводка и приманка даже сейчас не должны выглядеть слишком агрессивно.
5. Тактику поиска странствующей щуки зачастую разумно построить не на принципе «облова всего подряд», а темповой ловли на тех участках, где шанс встретить крупную щуку действительно хороший. Исходя из моих наблюдений, такими местами часто выступает край камыша или затопленных прибрежных кустов, полив с остатками растительности на дне, прирусловой коряжник, какая-то небольшая аномалия в рельефе или участки с резким изменением направления течения.
В принципе, вариант охоты за странствующей щукой хоть и не стоит в большинстве своем рассматривать как ключевой, а все-таки со счетов сбрасывать его нельзя. Не всегда аналогия между поведением крупной и даже средней щукой (1-2 кг) прослеживается. Что касается позднеосенней ловли мелкой и средней хищницы, то здесь действительно лучше ориентироваться на проверенные места (как правило, это зимовальные ямы), а вот крупные экземпляры вполне могут действовать обособленно, притом не обязательно располагаться в самом очевидном для нас месте и реагировать на стандартные уловки. Потому, видимо, зубастая и достигла таких размеров, что ей множество раз удавалось миновать происки рыболовов и прочие опасности.
Правда и в том, что успешная охота за крупной рыбой может заключаться буквально в нескольких пойманных экземплярах, а то и в одном единственном – например, трофейном. То есть в данном случае перед спиннингистом не стоит задача найти скопление щуки, важно отыскать место именно с крупными рыбами.
Вообще, отважиться на ловлю странствующей щуки в не совсем типичных для данной поры местах – рискованное решение и чревато пролетами. Однако часто мы констатируем явное отсутствие рыбы или ее клева на поверенных участках, но продолжаем в том же духе рыбачить до конца дня. Чуда обычно не случается, и улов получается весьма скромным. Именно в такие моменты есть прямой смысл что-то круто изменить в своих планах и сделать ставку на странствующих щук.
Рубрика: Звіти про рибалку