Настоящей рыболовной экспедиции по карпатским рекам опять не вышло – недельный отпуск в горах пришлось планировать как полноценное семейное мероприятие, с должным комфортом и разнообразием outdoor-развлечений. Любимые женщины, жена с дочерью, вдруг преисполнились энтузиазма и сделали заявку на все: хорошее жилье в кемпинге, треккинг по горам и полонинам, конные прогулки и рафтинг... Нельзя сказать, чтоб я был этим обстоятельством слишком уж огорчен – поворот семейства в сторону единственно правильного отдыха (по моему мнению, конечно): не на море, не в туре по Европе, а в горах можно только приветствовать.
Ну, а рыбалку все равно не сдам: быть такого не может, чтоб не удалось совместить все 33 удовольствия при наличии времени и желания. Главное, все верно спланировать. Что ж, с этим проблем нет. Туристский кемпинг «Белый Слон», расположенный в самом сердце Карпат, на берегу Черного Черемоша, как раз и есть такая ключевая точка, в которой, при должном энтузиазме, сходятся все туристские и рыбацкие тропы. Ну, поехали: палатки-спальники на этот раз останутся в кладовке, а вот любимое весло и самая лучшая удочка на свете (конечно, это Yamaga Blanks Blue Current 610 Ti) отправляются в дальний путь со мной.
Программа, предлагаемая гостям лагеря, оказалась интересна и разнообразна. Но, к счастью, стандартной отправной точкой для ежедневных туристских развлечений было время завтрака, 9.00. Ну, а светает – в 5.30, и терять драгоценные часы просто грешно, коль за окном шумит горная река, а ее воды светлы и прозрачны. Утро принадлежит мне, это не обсуждается – ну, а днем будет видно.
Рыбалка в самом Черемоше мне не понравилась – а, может быть, я просто ее не понял. Достаточно мощный и слегка мутноватый поток не отвечает взаимностью ни мне, ни коллегам-рыболовам из местных, включая даже продвинутых спецов, завсегдатаев Форелевой Лиги (да-да, мир тесен, не успел я пройти по берегу 100 м, как повстречал коллегу и соперника, Сергея Кириченко из Черновцов). Поупиравшись для порядка в день приезда, я махнул рукой на это непонятное дело и решил сосредоточить свои усилия на облове ближних притоков. В пределах досягаемости (без привлечения транспортных средств) оказались целых три речушки – во избежание излишней засветки закодируем их так: речка Звенящая, речка Шустрая и речка Желтая. Если вы тоже решите отдохнуть и порыбачить на «Белом Слоне» - легко расшифруете этот немудреный код, ну, а если не собираетесь в те края – оно и ни к чему. Начать и размяться я решил на ближнем притоке, отправившись на Звенящую речушку ранним утром следующего дня.
Первый блин вышел не то, чтобы совсем комом: форелек я нашел в первый же час, и довольно быстро сориентировался относительно тактики перемещений, оптимальной приманки и ее подачи. Первая поклевка в незнакомой реке – всегда окрыляет, наполняет душу уверенностью, дает силы. Тем более, что оказалась она вполне успешно реализована: маленькая форелька прижала безбородочный одинарник подбородком и довольно надежно засеклась, попав на недолгую фотосессию. В приманку я «попал» сразу же: мизерная глубина речушки и очень ограниченное пространство суводей за камнями, в которых я предполагал наличие своей добычи, диктовала минимальный вес приманки и обязательно – ее способность зависать в струе, медленно смещаясь поперек перспективного пятачка». Конечно, блесна-вертушка, конечно – инлайн, и притом самого малого размера. Начав с серебряного Smith AR-S spinner, я не ошибся: подача его с максимально возможной (ради маскировки, конечно) дистанции принесла и первую поклевку, и несколько нереализованных тычков, и еще одну пеструю рыбешку в самом конце короткого разведочного выхода.
Увы, размер моей добычи в этой речушке оставлял желать много лучшего. Откровенно говоря, просто неудобно было продолжать рыбалку, осознав совершенно отчетливо: скорее всего, в этом притоке ни на что более крупное надежды нет. Слишком мало воды над камнями, более взрослой хищнице укрыться просто негде. Речку Звенящую я знаю неплохо еще по прошлой, сплавной жизни: давным-давно, в 2003м году, мы исследовали ее и сплавились по пятикилометровому участку перед устьем. Поэтому на изменение характера потока выше по течению надежды нет: там все то же журчащее мелководье. Ну что ж, почин есть, но продолжения на этом притоке не последует.
Речушка Шустрая в этом смысле гораздо интереснее: она полноводнее как минимум вдвое, тут есть и выраженные перекаты, и синеватые омутки под скалами, много свисающих с берега ветвей и упавших в воду деревьев – потенциальных укрытий для хитрой пеструшки. Покинув лагерь еще затемно, я рассчитал свой маршрут так, чтобы забраться как можно выше к рассвету, и двигаться вниз по течению, облавливая перспективные точки с задачей: как можно скорее составить рабочую модель рыбьих стоянок и эффективной подачи приманки.
Задача оказалась достаточно простой: и в этой реке рыба обнаружилась сразу, занимала она классические, легко читаемые позиции. Глубокие ямки, участки перемешанной воды за широкими сливами с невысоких ступенек, относительное тиховодье под нависающими ветвями. Кастинг здесь – просто наслаждение: требуется исключительно точный заброс компактной приманки, выверенный не только по направлению-дальности, но и обязательно – по траектории.
Маятниковая техника заброса из-под руки здесь вне конкуренции: буквально после пары пробных забросов рука понимает требуемый маневр, и сухой, нервный бланк моей Ямаги начинает просто-таки снайперски укладывать блесенку в обрез береговой линии под склонившимися к самой воде ветвями ольхи или колючими плетями ежевики. Несколько неплохих рыб я поначалу «слил», но потом все же выхватил красивую пеструшечку из-под невысокого моста (идеально отработал трехграммовый Smith Niakis на апстриме), и жизнь наладилась окончательно.
Одну серьезную ошибку я, собирая снасти к этому выезду в горы, все же совершил. Не дождавшись заказанной к осени форелевой лески, я решил отправиться в эту поездку со шнуром, заранее зная, что буду наказан повышенным количеством сходов бойкой и сильной рыбки. Прогноз, увы, подтвердился: бешено извивающаяся на крючке форель частенько умудрялась освободиться от него, избежав фотографирования. Как с этим бороться, я знаю хорошо: чтобы заполучить добычу в руки, нужно просто выдергивать рыбку прямо с подсечки – в воздух, чтоб долетела до берега, аки летучая рыба, с крючком или без него.
Но снова и снова, после очередной успешной атаки форельки и ее подсечки своим крючком, я исполняю нечто совершенно противоположное: аккуратненько веду рыбку к берегу, амортизируя своим прутиком ее рывки и выкладывая на камни максимально мягким движением. Это – сознательный выбор: мне не нужна оглушенная и окровавленная рыба, которую уже нет смысла ни отпускать, ни даже фотографировать. Требуется поклевка, подсечка; требуется подтверждение правильности выбора приманки и ее подачи, хочется видеть красивую рыбеху, мечущуюся в прозрачном, зеленоватом потоке. Пусть она лучше сойдет с крючка – целее будет, а я следующим забросом соблазню еще одну, и еще.
Поклевок много – не менее десятка форелей-пеструшек я подержал на своем крючке за короткие утренние часы, проведенные на Шустром притоке, трех или четырех удалось сфотографировать. Это уже другое дело: рыбки здесь более упитанные, не серебристые мальки, как вчера – а уже вполне товарные экземпляры граммов около ста, переливающиеся кремовой желтизной боков и пестрящие россыпью черных и красных пятнышек по всему телу. Царь-рыба! Плыви, и не попадайся больше никому.
Рыбалка на этой речке понравилась мне настолько, что от разведки следующего притока решил пока воздержаться. Еще дважды бегал сюда на короткие сессии перед завтраком, и разок соблазнил прогулкой вверх по течению все семейство. Погуляли отлично: любимые девушки подкормились шикарной малиной, покрывающей берега, заодно и помогли мне с фотосьемкой (единственный недостаток соло-рыбалки – невозможность полноценного фотографирования). Ну, и парой рыбок мне похвастаться снова удалось. Тут мы, единственный раз за весь выезд, встретились с представителем рыбоохраны: проинспектировав мою снасть с безбородочным крючком и убедившись в безоговорочном отпускании улова, молодой егерь дважды извинился за свою дотошность и пожелал удачи (в хорошем, как я понимаю, смысле). Убедиться в том, что хоть какой-то порядок на реке поддерживается и контролируется, было очень приятно: может, потому и рыба здесь водится, и берега относительно чисты. В среднем течении речки я заскочил метров на 100 вверх по совсем уж крохотному ручейку, впадавшему в нее слева: рыбка обнаружилась и здесь, но совсем мелкая, и охотиться за ней показалось совсем неинтересно, несмотря на явную экзотичность береговой обстановки.
Ну, а в последний день отпуска я все же решил проверить последний из запланированных к посещению притоков. Речушка Желтая, впадающая в Черемош ниже всех уже обловленных мною притоков, манила особенно – поскольку я имел смутную, не подтвержденную информацию о том, что зацепить в ней, при везении, можно не только форель. Прогуляться пришлось значительно дальше – но семь верст бешеной собаке не крюк, а завтраком можно и пожертвовать разок, ради такого дела. Поначалу река не впечатлила – тиха она и скромна, в сравнении с бурной водой верхних притоков. Русло шире и мельче, светлые камни часто покрыты прядями нитчатых водорослей – не форелевая какая-то речка, скорее голавлиная.
К тому же первой рыбкой, пойманной здесь, стал жирный гольян – вот уж ни к чему такая добыча. Потом на крючке повис небольшой голавлик, не удостоенный даже фотосессии. Я заспешил вверх, чтобы вместо вдумчивого облова рядовых, не прмечательных ничем точек, найти что-то по-настоящему интересное. И это было правильное решение.
Сперва попалась форелька – упитанная, сильная, с красноватым оттенком боков. Еле сфотографировал ее, так крутилась и шныряла туда-сюда по небольшой лужице, куда я опустил добычу, доставая фотоаппарат. А потом за поворотом показалась чудо-точка, при виде которой надежда изловить в этой реке что-то нетривиальное вновь ожила: передо мной самая настоящая, пусть и неглубокая, яма с парой суводей у берегов и непрогладной синевой по центру русла, там не менее метра, а то и все полтора!
Аккуратно приблизившись, укладываю все тот же смитовский инлайн-спиннер в дальнюю суводь. Течение в яме не слишком быстрое – провести в блесну в придонном горизонте я смогу на минимальной скорости, пересекая ямку практически поперек, по самой глубине. Получается: вершинка Ямаги чуть вибрирует, отслеживая нужный темп вращения лепестка, и вдруг резко вздрагивает от удара, и сразу же пружинит, пригибаясь – кто-то попался!
Пару секунд моя добыча упирается в глубине – но она явно невелика, и вдруг вылетает на свечу, кувыркаясь по поверхности у противоположного берега. Бросился в глаза незнакомый сероватый оттенок, непривычные пропорции удлиненного тела. Ух ты, как здорово, что вчера вечером я сменил затупившийся одинарный крючок этой блесны на такой же, безбородочный – но тройничик. Мои шансы рассмотреть рыбку поближе это, безусловно, повышает – а я очень хочу ее рассмотреть. Еще секунда – на отмель, и плавным движением скорее перенести на травяную лужайку, так кстати раскинувшуюся под ногами у самого уреза воды. Нет, это не форель, совершенно точно!
- вытянутое тело. Длинное, тоже в разноцветных пятнышках – но серебристо-серое, совершенно иного оттенка, совсем не похожего на теплые, кремовые тона форелевых боков;
- почти исчезнувшие, но все еще различимые поперечные темные полосы на боках. Не окуневые – а те, которые знакомы каждому спиннингисту по окраске форелевых и лососевых воблеров. Это примета смолта, лососевой молоди;
- большая пасть, заметно более крупная, чем аккуратный ротик форели. Зубастая. Считать зубы и сравнивать их расположение, чтоб убедиться на 100% - не полезу. Жаль мучить малявку, в ней не более 150 граммов – и так все уже понятно, передо мной на траве молоденький дунайский лосось. Главатка, головатиця!
Что греха таить, я мечтал не о такой добыче – этот карпатский таймень вырастает куда более крупным и могучим хищником. Конечно, дам ему этот шанс – но вначале хоть пару фото, прежде чем рыбка вернется в облюбованную ею синюю ямку. Не крутись, не дергайся – умница. Теперь плыви!
Маленький хищник, ни секунды не промедлив, скрывается в глубине – и это достойная точка в моей рыболовной карпатской экспедиции. Рыбалка удалась, жизнь прекрасна!
Рубрика: Звіти про рибалку