Снега навалило… Все белым-бело, а на солнце так и вовсе серебристые отблески лучей бьют в глаза, заставляя отворачиваться.
Прикольно и чуть непривычно даже. Но пусть лучше серебристая рыбешка бьет в мормышку на каждом новом опускании, нежели солнечные лучи режут взгляд рыболова. Примерно с такими мыслями отправились мы втроем (с Биланом Тимуром и Бондарем Сережей) на Печенежское водохранилище за плотвой.
Воскресный день. Народу предостаточно, но места для всех хватает. Лед уже как неделю позволяет нормально по нему ходить и даже ездить легкой техникой. Так я думал, во всяком случае, до той поры, пока посреди рыбалки не услышал зов помощи от соседа (50-70 метров от меня), который едва выглядывал из проруби, облокотившись на лед. Спасти человека не успел. В том смысле, что он довольно ловко и сам скоро вскарабкался на более-менее твердую поверхность.
Угодил похоже на участок с течением, который под снеговой шапкой имел совсем тонкий лед. Вот тебе и водохранилище со стоячей водой…
С Тимуром и Сережей решили приложить наши усилия в разных направлениях. А именно: Тимур сделал базу поближе к руслу, Сергей расположился на ровном 4-ех метровом столе, я же выбрал прибрежную часть с ощутимым течением и глубиной 3,5 метра. Буримся, кормимся. Традиционное чаепитие, и вперед на проверку базы. Сегодня у меня задачка несколько иного толка, чем обычно. И заключается она в том, чтобы оптимально прикормиться на течении и постоянно удерживать рыбу мелкими порциями прикормки. В моем арсенале сыпучка и кормовой мотыль. Если просто бросать корм в лунку, то его унесет.
Если же кормушкой то и дело ерзать по рыбьим головам, то такой вариант и вовсе способен распугать все в округе. В такие моменты по-настоящему ценишь спокойную воду и возможность кормить с руки. Но! Если течение слабое, есть вполне действенный вариант, часто практикуемый во время всяких турниров. Кормить можно с руки или открывать кормушку в полводы, просто делать базу таким образом, чтобы ловить в лунках ниже по течению. Обычно при глубине 3-5 метров и слабом токе воды корм сносит всего на несколько метров.
Для прикармливания выбрал одну лунку. В полутора метрах ниже по течению пробурил еще одну, а за этой еще через полтора метра слева и справа заготовил по лунке. Где-то так я прикинул время опускания мотыля. Вначале закормился обильно в дно, а потом стал понемногу подбрасывать сверху, чтобы все это сносимое добро создало кормовой след и вскружило голову местной рыбе легкой наживой. Да уж, будь у меня практики поплавочно-фидерных дел побольше, щелкнул бы эту задачку одним махом. А так варианты и сомнения имелись.
Первая неплохая плотва отозвалась в соседней с опущенным кормом лунке. Плотвица за ладонь вселила немало веры в успех мероприятия, а вторая поимка и вовсе чуть не расслабила. Но трезвость скоро воцарилась на льду Печенежского водохранилища. После быстрой поимки двух очень хорошеньких плотвин ничего существенного, кроме поклевок окуня, у меня минут пятнадцать не происходило. Я даже не мог сказать, работает ли мой замысел с прикармливанием. Подозреваю, что две плотвы за 20 минут я и без прикорма изловил бы. После окуней попалась, наконец, еще парочка плотвиц, но снова-таки без продолжения. Не системная, в общем, рыба пока. А что там у ребят?
Пусть мое место настаивается, пройдусь и гляну. Серега с Тимуром точно также покамест лишь намереваются отыскать ключик. Плотва у них поклевывает изредка, но совсем не так, чтобы говорить об этом с восторгом. Скорее, окунь владеет полной инициативой. Но время есть, утро лишь. Тем более на моей крайней плотвиной рыбалке все самое интересное началось как раз после обеда. Совсем не исключено, что рыба здесь «запоздалая», и включает обороты с полудня.
Немного успокоившись (было бы завидно, если бы друзья уже таскали плотву, тогда как я только искал подходы), я вернулся к своим лункам и стал кормиться. В голову пришла тривиальнейшая, на первый взгляд, мысль, которую я все не решался исполнить. Не буду лучше я бегать, словно ужаленный, по лункам, а сделаю все, чтобы рыбу раскормить и держать возле себя. Для реализации задуманного начал кормить помногу, но часто. При этом проверял попеременно то кормленую лунку, то расположенную чуть ниже по течению, куда по моим замыслам должен был сноситься корм. В принципе, уже через 40 минут я стал замечать, что плотва отзывается куда веселее и теперь вполне удается выхватить сразу 2-3 рыбешки прежде чем активный клев завершался и вахту сменял окунь. Я кормил все больше и чаще. Плотву на течении, кажется, не перекормишь.
Удочку с «киселевкой» я уже отложил в сторону, на ее место взяв снасть с более бюджетной мормышкой Intech Ice Jig.
В силу моих личных спортивных пристрастий я зачастую использую мормышку-«каплю» (при прочих равных она быстрее тонет), но в линейке молодого, но уверенно набравшего ход бренда Intech, есть мормышки самые разные – «семечка», «овсинка», «шар», «муравей» и т.д. Сам я, признаться, редко когда экспериментирую с формой мормышки, но, уверен, есть ситуации, когда это стоит все-таки делать. Естественно, только о вольфраме разговор идет, свинец для меня – давно история.
Кормить я не прекращал, и серебристая рыбешка это ценила. Конечно, далеко не на каждом опускании происходила поклевка, но одна из двух-трех проводок неизбежно завершалась уверенной поклевкой. То кивок по лещевому выпрямлялся, то лишь вздрагивал. А бывало, загибался, будто щука села. Дело шло. Быть может, немного изменилась сила течения или повлияли иные обстоятельства, но теперь заметно лучше остальных ловила лунка, что располагалась в полутора метрах ниже от точки кормления. Должно быть, именно туда опускался ко дну мотыль, и рыба его находила.
Спустя полдня, подметил забавную особенность. В основном у меня плотва шла на игру, на плавном опускании обычно. Но когда клев стихал, стоило положить мормышку на дно и задержать ее не каких-то 10-20 сек, как кивок выпрямлялся и на леске чувствовалась заметная тяжесть. В такой способ клевали самые крупные экземпляры. Правда и в том, что больше одной, максимум, двух плотвиц на лежачую мормышку выудить не случалось. Что интересно, у Тимура и Сереги наблюдалась подобная картина. Порой друзья и вовсе переходили на ловлю с лежащей на дне наживкой. Как по мне, подобной штукой ребята явно злоупотребляли, но я не мог судить объективно, потому как ловил на легком теченьице, а они – на струе.
Скоро я почувствовал, что рыба собралась возле меня плотной стаей и с удовольствием набрасывается на мою мормышку с мотылем. В такие моменты, что дорогущая «киселевка», что бюджетная Ice Jig пребывают примерно на одном уровне эффективности. И если это не спортивное состязание, то по улову все очень сопоставимо. Одну мормышку, кстати, оборвал. На подсечке произошла эта неприятность – видимо, за узлом не доглядел и тот устал. Кстати, именно в период максимального клева я и сделал наибольшую за сегодня глупость – перестал кормить и ловить, а отвлекся на чаепитие и намерился сделать для истории несколько фотокадров. И плотва обиделась. Минут десять тянулся перерыв, но этого вполне хватило, чтобы рыба ушла. Конечно, новым докормом я как-то серебристую привереду вернул, но уже такого азарта не просматривалось до конца дня.
Ловили часа до трех всей нашей компанией. Клев не стихал.
Если бы не отпускали, положенная норма вылова исчерпала бы свой лимит несколькократно. Крупной плотвы не поймали, но рыбешки по 100-120 гр выглядели совершенно привычно и ожидаемо. Этот день сложился весьма ярким и насыщенным. А есть же те рыболовы, кто до сих пор не смог оценить прелести подледного лова!