Речной судак достойного размера, увы, нечастый гость в наших уловах. Видимо, потому указанная рыбалка и стоит несколько обособленно от других вариаций любимого дела. Во всяком случае, у меня это так. Те рыбалки, которые имели успех по речному зимнему судаку, практически все проходили в районе коряжника. От того и сделал я вывод, что течение, коряжник и зимняя река – очень родственные понятия.
Как бы спиннингисты не сторонились и не опасались закоряженных мест, время от времени с коряжниками неизбежно приходится иметь дело. Это так хотя бы потому, что большинство рек, где в зимнюю пору спиннинговая рыбалка особенно уместна, а то и единственно возможна, за годы своей «жизни» собрали столько деревьев и других донных преград, что порой кажется, будто вся река – один сплошной коряжник. О многих участках Северского Донца это можно смело сказать. Впрочем, главный аргумент – коряжник невероятно уважаем и любим хищником, поэтому встретить судака там наиболее реально. Если говорить о зимней поре и речном судаке, то коряжник – пожалуй, первое место, где стоит эту рыбу искать. Судак здесь часто не только охотится, но и отдыхает. Поделюсь собственными мыслями и наблюдениями о том, как минимизировать потери монтажей, при этом добиться результата.
На бумаге или на словах все выглядит вполне гладко и складно, но на рыбалке порой уже после первых забросов и «мертвых» зацепах оптимизм улетучивается. Во-первых, практически никогда доподлинно неизвестно, как под водой расположены ветка или бревно. Во-вторых, сила течения вполне может отличаться у поверхности и у дна, но даже если ток воды постоянный, подстроиться под него крайне непросто. В-третьих, попасть в нужную точку приманкой, чтобы провести ее по идеальной, как нам кажется, траектории тоже далеко не всегда легко. И если в стоячей воде еще удается найти компромисс с коряжником, то на течении нередко приходится капитулировать. Но не не все так печально.
Если коряги располагаются таким образом, что приманку приходится вести поперек течения, это в большинстве своем наименее удачный вариант. Поскольку речь идет о джиг-ловле и зимнем судаке, подавать приманку неизбежно придется к самому дну, а это серьезные шансы на своем пути встретить преграду. Кстати, чем легче монтаж, тем более длинный путь он пройдет, пока достигнет дна. С учетом того, что траектория будет далека от вертикали, зацеп реален, как никогда. Так что не стоит торопиться ставить джигу полегче, рассчитывая, что ее получится проще перетащить через корягу. Здесь не только крючок и грузило – потенциально опасные элементы, но и дуга от шнура, которая под действием струи огибает бревно или ложится на него. В этом случае мы начинаем проводку, но приманка уже практически в «лапах подводных крепей». Какое-то время я пытался найти выход из ситуации, и даже кое-что получалось, но позже осознал: лишь в самых крайних ситуациях логично облавливать коряги перпендикулярно течению, в остальном – «шкурка выделки явно не стоит».
Проблема даже не в том, что мы потеряем приманку и потратим время на восстановление снасти, просто манипуляции по освобождению крючка практически всегда приводят к тому, что хищник, если он там стоял, настораживается и покидает точку. При этом данная коряга едва ли «сработает» и с другого вектора проводки. Разве что какое-то время «отдохнув».
Если поперек речного течения технически ловить сложнее всего, то наиболее просто делать это против тока воды. Безусловно, здесь многое зависит от расположения коряг, но, в целом, именно неспешная проводка с максимальным контролем всего происходящего дает наименьшее число зацепов. Проводка против течения позволяет при необходимости темп анимации замедлить или ускорить, а то и вовсе поиграть приманкой на одном месте. Иногда это работает лучше всего остального. Конечно, не все коряги удается облавливать против течения.
На лодочных рыбалках в теплую пору, когда в очередной раз приходилось подплывать и спасать свой воблер или силиконку из зацепа, я внимательно изучал расположение коряг, ведь точно так же, за исключением редких ситуаций, эти коряги будут лежать и зимой. Всего, конечно, не увидишь и не запомнишь, да и дно ям едва ли с лодки разглядеть, однако это дает определенную статистику. Что подметил?
Зачастую большие деревья с разлогой кроной располагаются основанием ствола вверх по течению, а кроной вниз. Здесь ничего удивительного – особенности гидродинамики. Однако нередко множество бревен даже на приличном течении лежат как раз поперек реки, что не совсем, вроде бы, логично. Такие коряги, как правило, крепко удерживаются ответвлениями, словно якорем, упираясь в грунт. Если видны мелкие ветки, торчащие над поверхностью воды, можно смело рассчитывать на то, что под водой их еще больше и те куда «кучерявее». Если заметен уходящий в глубину ствол, мысленно проецируем его дальше на 5-10 метров (если не больше), и отталкиваемся уже от этой условной картинки.
Когда джигуешь в речном коряжнике, часто возникает ощущение, будто шнур на что-то лег и по нему трется. Обольщаться не стоит – это не сом и не судачьи спины (хотя всякое возможно), наверняка, это коряга. Если шнур с чем-то уже контактирует, велика вероятность, что будет зацеп, притом «мертвый». Но время для спасения ситуации пока имеется. В таких случаях я довольно энергично (но не резко) начинаю выматывать плетенку, пока приманка не успела еще глубже засесть в корягах. Порой течение самым удивительным образом закручивает снасть об ветки, что и руками при желании так не запутаешь. Есть небольшой шанс избежать зацепа, наоборот, «отдав» приманку максимально глубоко в коряги, чтобы ее схватил судак. Несомненно, вывести рыбу из своего логово – вопрос совсем не простой, но он всяко интереснее, чем зацепившись, дергать шнур и пытаться «отстрелить» крючок.
Возвращаясь к вектору проводки, отмечу, что далеко не всегда у рыболова есть выбор, а потому не стоит пренебрегать теми направлениями заброса, которые доступны, пусть и далеки от оптимального. Своего рода промежуточным между наиболее и наименее комфортным вариантом есть проводка по течению («upstream»).
Зимой вообще-то такая штука не очень практична, поскольку приманка даже на легкой джиге двигается быстро (иначе никакого контроля не выйдет), но применительно к судаку это не критично. Во-первых, клыкастый не столь категоричен к скорости анимации и порой даже лучше реагирует на агрессивные проводки. Во-вторых, в коряжнике реально встретить «дежурный» экземпляр, который вообще не будет медлить и раздумывать, а тот час же набросится на добычу. В-третьих, коряга может располагаться именно таким чудесным образом, что проводка в стиле «upstream» окажется идеальной по проходимости.
Когда коряги представляют собой большие и толстые бревна без ответвлений и мелких отростков, нередко лучший результат дает не проводка вдоль бревна, которая наиболее «безопасная», а переваливание приманки через корягу. Любовь судака к такому поведению жертвы (переползать через преграду и резко падать вниз) заметил не я первый, но это работает с завидной регулярностью и однозначно стоит того, чтобы на этом акцентировать внимание. Хоть толстые топляки за годы своего нахождения под водой обильно покрываются скользким налетом и водорослями, по которым неплохо скользит даже открытый крючок, вероятность зацепа огромная. Чтобы раньше времени не напугать клыкастого обрывком шнура и торчащей в дереве приманкой, процедуру перетаскивания приманки через бревно я обычно провожу только после того, как иные траектории исследованы.
Если верить, делать и думать, судак отзовется.
Рубрика: Звіти про рибалку