В последние годы все меньше и меньше удается застать клев голавля и уж тем более – поймать что-то более-менее достойное. Виной тому и щука с иными хищниками, и скромное количество красноперых в близлежащих для меня водоемах, и десяток иных отмазок. Но если есть желание… Небольшая заметка для почитателей голавлевой рыбалки во время сплава.
В отличие от щуки и окуня, которых можно встретить чуть ли не на каждом более-менее пригодном для стоянки рыбы участке, голавль на порядок избирательнее, зато в облюбованном месте концентрация его приличная. Шансы на успешную охоту за голавлем резко возрастают, если маршрут сплава проходит через соответствующие участки, а не просто там, где нам природа нравится или удобно добираться.
В выборе места я не страдаю оригинальностями. Традиционно наиболее перспективными местами считаются быстрины с водорослями на дне, корягами или старыми опорами от мостов. Нередко голавль массово встречается на длинных мелководных прогонах, но более результативной рыбалка получается все же вблизи ям, куда хищник периодически скатывается. Если же все благополучно, держится на перекате. Априори участок ниже любого гидросооружения (действующего или же давно заброшенного), словно магнитом, притягивает голавля, однако иметь на сплаве подобную роскошь не всегда удается.
Впрочем, не одними только мелководными быстринами интересуется голавль. Лично я редко упускаю возможность обловить места под нависшими деревьями или кустами, выемки в обрывах или там, где в прозрачной воде угадывается подобие карниза. В принципе, чем сильнее течение, тем для голавля лучше, но мне уже не раз попадались красивые рыбы на тиховодьях, поэтому отношусь я к этому как к норме.
Скорее всего, на участках без течения голавль отдыхает, но от точно поданной приманки (плюхнувшейся прямо ему на голову) далеко не всегда отказывается. Порой мне кажется, что правильная подача – нередко ключевой момент ловли. Прямых доказательств не имею, но есть предположение, что заметный процент голавлиных поклевок случается не по причине голода у рыбы, а рефлекторно из-за интереса или иных побуждений. Несмотря на свою невероятную осторожность, даже крупный хищник порой атакует объект сразу же на падении.
Есть мнение, что голавль замечает приманку и реагирует на нее еще в полете, а иногда способен даже разглядеть сквозь воду ее особенности. Последнее обстоятельство – сомнительно, а вот способность голавля как-то начинать реагировать на падающую приманку неоднократно мной подтверждалась. Иногда это плюс – красноперый уже заинтересован, и, быть может, первые несколько метров проводки дадут поклевку. Но, к примеру, во время ловли под нависшими кустами и деревьями это, скорее, минус. По моему личному мнению, наилучший эффект достигается, когда приманка плюхается в воду внезапно. Я несколько раз ловил отличных рыб, когда после промаха сдергивал воблер с ветки и тот аккуратно приводнялся. Неосторожный жук или птенец попали в воду – почему бы ими не полакомиться?
Мне кажется, чем более вертикальное приводнение приманки при облове голавлевого логова, тем выше вероятность поклевки. Безусловно, под нависший куст редко получается именно сверху подать приманку. Порой проблематично вообще попасть в нужное место, поэтому я зачастую действую по обстоятельствам и не пытаюсь, во что бы то ни стало, забросить приманку парашютом или каким-то иных хитрым способом.
Наблюдая много раз с мостов, за реакцией голавля на падающие предметы (приманка, камень, корка хлеба, жук, пенопласт и пр.), я пришел к выводу, что одинаковые по силе и характеру «плюхи» рыбе быстро надоедают. А еще на большой всплеск голавль хоть и подходит охотнее, а все же приманки чаще атакует, упавшие в воду как раз мягко. Как результат, лучше придержать шнур или леску в конечной фазе заброса. Если ловим на перекате, и особенно возле плотин, то шумное падение вобоера (у меня это основная приманка), возможно, даже правильно. Так хищник быстрее заметит. Когда же речь идет о спокойной воде, лучше подавать приманку аккуратно.
Вопреки распространенному мнению, что завалы и просто упавшие в воду деревья – сверх перспективное по голавлю месту, в моей практике это редко проявлялось. Напротив, на облов этих мест я тратил массу времени, но почти без результата. И если в районе упавшего дерева неглубоко и есть заметное течение, поклевки вполне вероятны, а вот в тиховодных завалах над ямой с кучей собравшегося поблизости мусора, красноперый проявлял себя крайне редко. При этом порой даже голавлей удавалось наблюдать через очки-полярики. Вердикт: чем сильнее течение, тем сговорчивее голавль.
Одним из ключевых моментов успешной голавлевой рыбалки является правильный поводок. Давно еще твердо осознал, что даже толстый флюорокарбон – плохая идея в голавлевой снасти. О стальке и вовсе молчу, хотя периодически красноперые влетают и на щучью снасть. Где поклевки щуки редкие (перекат, район плотины), а приманка не последняя в коробке, я бы поставил поводок из флюорокарбона диаметром 0,21-0,25 мм. Ежели щука очень реальна, то можно применить флюрик 0,35-0,45 мм. Intech Shock Leader у меня давно завоевал место в старте.
Среди приманок давно альтернативы крэнкам не вижу, хотя, конечно, не одними ими можно соблазнить голавля. Крэнк на голавлевом сплаве хорош практически всем. Отменно летит, уверенно держит струю, неприхотлив к проводке, отлично заметен, а формой вполне напоминает естественное меню красноперого хищника. А еще крэнками удается быстро облавливать приглянувшиеся точки и целые участки, что далеко не всем приманкам по силам. Да, с крэнком плохо получается соблазнять равнодушных к еде голавлей, но как уж есть. Megabite Booby 50F, Piccolino 40 и 50 SP, Bite 50F, Deep Chip 40SP – мои давние любимцы.
Считаю, что для малых рек Украины оптимальная длина голавлевого крэнка 4-7 см. Иногда хорошие результаты демонстрируют откровенные «малыши», но, думаю, это перебор и в комфорте, и в дальности, да и порой в возможности поймать трофей. Крэнк размером 4-7 см обычно имеет массу от 6 до 12 г, что вполне соответствует лайтовому классу снастей, позволяя относительно деликатно рыбачить и во многих ситуациях брать всего один спиннинг и катушку со шнуром. В плане расцветок давно и однозначно определился в пользу натуральных окрасов воблеров. При этом натуральность цвета должна проявляться, прежде всего, в схожести воблера с мелкой рыбешкой, а не жуками или какими-то мелкими грызунами, которыми голавль нередко питается.
Особенность голавлевого сплава еще и в том, что часто приходится использовать якорь. Наверняка уместно это делать, когда по-настоящему голавлиных мест на маршруте немного или же они обширные, а еще – когда течение сильное, и проносясь на лодке, мы не облавливаем и десятой части желаемого. Если позволяет ситуация и течение, первый якорь опускаю еще перед быстриной (в 15-ти метрах от нее). Слишком дальнее расположение лодки чревато неудобством ловли и отсутствием визуального контроля, а еще возможностью во время вываживания распугать все живое на своем пути. Якориться же непосредственно перед быстриной не стоит не только из-за необходимости маскировки, но и потому, что можно запросто сорваться с якоря и залететь в струю, после чего на поклевку рассчитывать здесь будет весьма трудно.
В случае отсутствия поклевок на первом якоре (обычно делаю 5-7 забросов по разным направлениям), имеет смысл зайти в сам поток и заякориться посреди него. Но так стоит поступать, если быстрина большая. Если же ширина не превышает 4-5 метров, ее лучше облавливать забросами поперек, следовательно, и становиться на якорь лучше на тихой воде и немного в сторонке. Если в лодке один рыболов и он не склонен к беседам с самим собой, на «быстряках» голавль вполне подпускает к себе на 10-15 метров, так что излишне маскироваться не обязательно. Сплав – это по-прежнему ловля активного хищника, и голавль тому не исключение.
Часто рыбалка сплавом предполагает одновременную охоту за щукой и голавлем, а возможно, и за другими хищниками. Но это уже тема отдельного разговора. Пусть голавль не обделяет нас вниманием!